ЛЮБОПЫТНЫЙ Павел Онуфриев, Светозаров Павел Львович - Страница 3

Судя по перечню и немногим сохранившимся текстам, исследователи отмечают, что творчество П.О. Любопытного включало разнообразные жанры: исторический, полемический, уставной, эпидейктический, эпистолярный, стихотворный. Однако в связи с отсутствием большинства текстов полная характеристика его творческого наследия не представляется возможной. Главный исторический труд П.О. Любопытного, высоко оценённый Николаем Ивановичем Костомаровым и не утративший своего значения до настоящего времени, – «Хронологическое ядро староверческой церкви, объясняющее все отличные их деяния с 1650 и по 1814 год» (написан в 1822 г., повествование доведено до 1812 г.). На основании имевшихся в его распоряжении документов П.О. Любопытный в хронологическом порядке, по годам, изложил начальную историю староверия и последующую историю беспоповских согласий с точки зрения поморцев. В сочинении дана широкая картина внешней и внутренней истории староверия: освещается положение старообрядчества в государстве, приводятся законодательные акты, излагаются события старообрядческой истории, в том числе полемика между согласиями, даётся характеристика деятельности видных представителей общин. Это был первый опыт систематического исторического труда у старообрядцев (сходный по структуре и принципам составления «Хронограф Литовский, сиречь Летописец степенный», или «Дегуцкий летописец», был создан в 1840 – начале 1850 гг.; «Выголексинский летописец», писавшийся на протяжении второй половины XVIII в. – 1830 гг., имел узко выговское назначение). Судя по названиям, к числу исторических и имеющих значение исторических источников исследователи относят такие сочинения П.О. Любопытного, как «Описание освящения старообрядческой церкви в Москве в доме Дмитрия Федорова Болотова (?)» (1794 г.), «История о поморской часовне на Моховой», «Описание храма Выгореции (на Моховой)», «Историческое описание о начале Аристова согласия». П.О. Любопытный принимал активное участие во внутристарообрядческой полемике. В сочинениях, адресованных поповцам, поднимал вопросы о времени пришествия антихриста, о таинствах. В полемике с другими беспоповскими согласиями (федосеевцами, филипповцами, странниками) защищал поморскую точку зрения на брак и моление за царей («Брачное врачевство врагам супружеской тайны, феодосианцам и прочим», «Камень брака, или Неоспоримость вечности его в Христовой церкви», «Молоток, или Истинное феодосианских и филипповской церкви основание в их злочестивом гонительстве о немолении Бога о благоденствии внешних владык мира и победе их врагов»). Особую неприязнь у П.О. Любопытного вызывали «грубые бракоборцы» – противники допускаемого поморцами бессвященнословного брака. В полемических сочинениях наиболее отчётливо проявились отрицательные стороны творческой манеры П.О. Любопытного: запальчивость, резкость выражений, прямолинейность, самовосхваление. В 1803 г. П.О. Любопытный составил «Устав брачный правоверного староверчества» московской Монинской моленной, который включал «Предварительные наблюдения законных браков», «Порядок законного брака», «Брачные обеты вступающих в супружество».

 



 
PR-CY.ru