ЛОЙОЛА Игнатий Лопес де - Страница 13

Эта гравюра была выполнена в соответствии с присланными из Рима изображениями и описанием внешности Игнатия Лойолы, сделанным людьми, близко знавшими его, около 1610 г., когда одному или нескольким фламандским художникам (среди них могли быть Теодор и Корнелис Галле, Адриан Колларт; в настоящее время автором гравюр считают Иеронима Вирикса) было поручено иллюстрирование Жития Игнатия Лойолы, написанного Педро ди Рибаденейрой. На ранних портретах Игнатий Лойола (строгое и изнурённое лицо, сосредоточенный взгляд) изображался в чёрной рясе и мантии, иногда в квадратной шапочке священника. Позднее облачение Игнатия Лойолы стали представлять изукрашенным золотым шитьём и драгоценными камнями, а на смену сдержанности черт пришло выражение религиозного экстаза. Тогда же портрет Игнатия Лойолы сопровождали изображениями символических атрибутов святого: пылающее сердце, эмблема Общества Иисуса, девиз AMDG (Ad maiorem Dei gloriam), конституции Ордена. Сюжеты изображений Игнатия Лойолы сначала представляли собой простые сцены из Жития святого (например, написание им «Духовных упражнений»). Впоследствии в композицию стали включать барочные символические группы, придававшие динамику прежде статичным портретам. Наиболее характерными среди подобных иконографических сюжетов стали изображения победы над ересями, проповеди Евангелия иезуитами, триумфа и прославления святого. Образ Игнатия Лойолы привлекал внимание как церковных, так и светских художников. В числе наиболее известных и интересных с художественной точки зрения работ исследователи упоминают картины Даниэля Зегерса (XVII в., Музей изящных искусств в Антверпене), Хуана де Роэласа (начало XVII в., церковь Благовещения в Севилье), Хуана де Вальдеса Леаля (XVII в., Музей изящных искусств в Севилье), Хасинто Херонимо де Эспиносы (XVII в., Музей Валенсии), Хусепе де Риберы (XVII в., церковь иезуитов в Неаполе), Франческо Рибальты (XVII в., Национальная галерея, Лондон), Клода Виньона (XVII в., Музей Орлеана), Бартоломе Эстебана Мурильо (картина утрачена в Мадриде в 1936 г.), Франсиско де Сурбарана (росписи монастырей в Кастельон-де-ла-Плана и Лиме), П.П. Рубенса (росписи в церкви иезуитов в Антверпене, церковь святого Амвросия в Генуе). Среди статуй святого исследователям наиболее известна работа Пьера Ле Гро из серебра для алтаря Игнатия Лойолы в церкви Иль-Джезу в Риме (XVII в.). Статуя была разрушена и в 1804 г. восстановлена в гипсе, покрытом серебром, под руководством Антонио Кановы; другая статуя, из мрамора, создана в 1733 г. Дж. Рускони и находится в базилике святого Петра среди статуй основателей Орденов. Ещё одна серебряная статуя Игнатия Лойолы была выполнена Фернандо де Вергарой Младшим в XVIII в. для санктуария в Аспейтии.



 
PR-CY.ru