ЛИДДА - Страница 4

Раскопки главного телля на южном берегу реки Аялон и фрагментарные открытия на территории города выявили историю последовательного заселения Лидды с неолитического и халколитического периодов (раскопки Якова Каплана в 1951–1952 гг., Ави Гофера и Альфреда Розенбергера в 1992 г.). Обнаружены римская печь для обжига (недалеко от телля, раскопки Эдвина ван ден Бринка в 1996 г.), остатки римского мавзолея (юго-восточная часть города; раскопки Ст. Пората, Эйтана Аялона в 1981 г.), фрагменты строений эллинистического, римского, византийского и ранне-исламского периодов в квартале Неве-Ярак (раскопки Альфреда Розенбергера и Ари Шавита в 1990–1991 гг.). Наибольшую известность приобрела римская мозаика (9х17 м), найденная на ул. Хе-Халуц в том же квартале (раскопки Мириам Ависсар в 1996 г.). Это – одна из наиболее сохранных мозаик в Израиле, выполненная в конце III в. н.э. на высоком художественном уровне, что свидетельствует о процветании Лидды в римский период. Поверхность мозаики разделена на три панели: в центре представлены горы, на которых восседают лев и львица, в других медальонах изображены многочисленные сцены с животными и птицами (заяц, утки, жираф, носорог, слон, павлин и др.), в нижней панели, несмотря на утраты, исследователи прочитывают изображение римского корабля в окружении морских животных. Исследователи полагают, что это – сцена кораблекрушения, т.к. корабль расположен рядом с крупной фигурой кита с разинутой пастью. Корзины с рыбами напоминают о евангельском чуде умножения хлебов и рыб, а кит может быть библейским Левиафаном, хотя исследователи не уверены в том, что мастер имел в виду именно эти образы. Стиль мозаики указывает, скорее, на её связь с греческой мифологией, но вопрос о происхождении сюжетов и их возможных связях с греческой или иудейской общинами Лидды остаётся не изученным. Мозаика была отреставрирована и многократно экспонировалась в различных музеях мира, в том числе в Эрмитаже в 2015 г. Планируется её возвращение в Израиль на постоянное хранение. Главный памятник города – церковь великомученика Георгия Победоносца в Лидде, возведённая в эпоху крестоносцев в 1150–1170 гг. на месте ранневизантийской базилики V–VI вв. Средневековый храм был разрушен мусульманами, пострадал во время землетрясений, в 1870–1893 гг. был перестроен с сохранением оставшихся частей древней церкви. В настоящее время храм принадлежит Иерусалимской православной церкви. Впервые он был изучен экспедицией Палестинского исследовательского общества под руководством Чарльза Уильяма Уилсона, Клода Ренье Кондера и Горацио Герберта Китченера в 1866–1877 гг. Вплотную к его юго-западной части примыкает так называемая Великая мечеть (Дахмаш), построенная в 1268 г. после завоевания Лидды мамлюками. Исследователи предполагают, что в ранневизантийскую эпоху и в Средние века в Лидде существовала также церковь святой Марии. Она неоднократно упоминается паломниками, но её расположение исследователи не определили. Среди средневековых сооружений исследователям известен также мост в северной части Лидды, построенный Бейбарсом в 1273 г. В его конструкциях были частично использованы материалы из разрушенного храма. Мост украшен мусульманским гербом с изображением двух львов и арабской надписью. Сохранились также караван-сарай османской эпохи, двухэтажное здание с просторным двором, и мануфактура по производству мыла мамлюкской и османской эпох.



 
PR-CY.ru