ЛЕСКОВ Николай Семёнович - Страница 6

Дмитрий Николаевич Корин свидетельствовал, что во время создания «Запечатлённого ангела» Н.С. Лесков «часто приходил в мастерские предпринимателя Макара Самсоновича Пешехонова расспрашивать о древних иконах палехских мастеров». В повести переосмыслен мотив чуда, характерный для древнерусских сказаний об иконах. Старообрядцы выкрали незаконно отобранную у них чиновником и запечатанную («запечатленную») печатью икону ангела. Отношения в повести перевёрнуты: чиновник, русский человек, преследует старообрядцев, англичанин пытается им помочь; чтобы вернуть икону, старообрядцы должны её украсть. Они создают её точную копию, но перед подменой с копии исчезла нанесённая на неё печать. Исчезновение печати с копии иконы получает совершенно реальное объяснение: иконописец Севастьян, автор копии, не осмелился нанести на икону печать и заменил её листком бумаги с рисунком печати, который и отклеился. После неудачной попытки вернуть икону настоящим чудом оказывается воссоединение старообрядцев с православной церковью. Все события в повести имеют глубоко таинственный смысл: Бог и икона ангела через её утрату приводят старообрядцев в православную церковь. Этот финал показался многим литераторам надуманным, а старообрядцы увидели в нём, что «устранение розни между господствующей церковью и старообрядчеством может быть плодом не насилия и богословской казуистики, а взаимной любви». Сам писатель относил эту повесть к «баснословиям». Церковнославянская лексика повести напоминает старорусские сказы – «словесную иконопись». Стремление писателя к документализму обусловило восприятие повести как исторического источника, отражающего старообрядческую культуру. Исследователи считают это верным лишь отчасти. Так, особая любовь к иконе объясняется в том числе и тем, что образ «освящён древним иереем по полному Требнику Петра Могилы», старообрядцами решительно отвергаемому. Н.С. Лесков был, прежде всего, художником, он не ставил себе задачу детально и достоверно передать церковно-бытовую жизнь старообрядчества. Н.С. Лесков изучал церковную историю и археологию и особенно, как он сам отмечал, иконографию; был знаком с рядом ценных иконописных собраний, обладал и собственной, очевидно, небольшой, коллекцией. Теме иконописи посвящена серия публицистических статей Н.С. Лескова, занимавшегося и «адописными» иконами, и иконами, изображающими Благоразумного разбойника, его беспокоил художественный уровень новейших икон. Повесть «Запечатлённый ангел» послужила толчком к росту интереса к древнерусскому искусству и «открытию» иконописи, в частности. В повести «Очарованный странник» (1872–1873 гг.) Н.С. Лесков использует мотивы Житий святых, народного эпоса – былин, авантюрных романов. Её герой, Иван Северьяныч Флягин, подобно покаявшемуся и преображённому грешнику, стремится к искуплению вины. Лесковский странник, как и святой, герой Жития, уходит в монастырь. Это решение, по его мнению, предопределено Богом. В повести представлены пророческие сны и видения, открывающие герою его будущее. Но жизнь Ивана Северьяныча Флягина не завершена. Монастырь, возможно, не последнее его пристанище.

 



 
PR-CY.ru