ЛЕОНТИЙ, Карпович Лонгин - Страница 3

В братской типографии были напечатаны: «Часослов» (Евье, 1612 г.), «Анфологион» (Евье, 1613 г.), «Молитвы повседневные» (Евье, 1615 г.), «Евангелие учительное» (Евье, 1616 г.), «Молитвенник» (Вильно, 1617 г.), «Служебник» (Вильно, 1617 г.), «Требник» (Вильно, 1618 г.), «Требник со статьями для иноков» (Вильно, 1618 г.), «Букварь славянский» (Евье, 1618 г.), «Грамматика словенская» Мелетия (Смотрицкого; Евье, 1619 г.), «Вертоград душевный...» Фикария Святогорца (Вильно, 1620 г.). Осенью 1615 г. Леонтий подготовил к печати свои проповеди на Преображение Господне и на Успение Пресвятой Богородицы. Под руководством Леонтия в 1613–1617 гг. возвели каменное здание для братской школы, училище было реформировано и стало пятиклассным. В 1620 г. Речь Посполиту посетил Иерусалимский патриарх Феофан IV, который должен был рукоположить для православной церкви епископов. Леонтий не смог поехать в Киев, поскольку был, по выражению Мелетия (Смотрицкого), «надломлен во всех телесных силах». 24 сентября преподобный скончался. Леонтий был погребён в Свято-Духовской церкви 2 ноября 1620 г. (через шесть недель после кончины). Отпевание совершил Полоцкий архиепископ Мелетий (Смотрицкий), вернувшийся из Киева после епископской хиротонии и ставший настоятелем Виленского монастыря. На погребении архиепископ Мелетий (Смотрицкий) произнёс проповедь, вскоре опубликованную. Архиерей отметил нетление честных останков Леонтия. О нетленности мощей преподобного говорится в «Мнемозине славы, дел и трудов преосвященнаго в Бозе отца Петра Могилы» (Киев, 1633 г.). После постройки в Свято-Духовом монастыре в 1634 г. каменного храма останки Леонтия были перенесены туда. Современники высоко оценивали заслуги Леонтия. По словам Мелетия (Смотрицкого), он «церковь Виленскую, охладевшую в благочестии, сотворил благодатию Христовой способной на прежнюю, привычную для благочестивых христиан плодовитость, соделал урожайной и многоплодной…, возродив в ней святые обычаи первозажженной Церкви... Падшую из-за проклятого отступления святыню Церкви нашей Русской счастливо вознести сподобился». В сочинении «Лямент у света убогих на жалосное преставление отца нашего Леонтия Карповича» говорится, что преподобный научил православных «литвинов постити, дни святыи, праздники честно обходити, на всеночных молитвах тръвати нетескливе, хутне ходить до церкви, жити святобливе. Грехов споведатися, Таемниц Христовых заживати начастей справил был готовых, што у наших пред леты было неподобно, на то душу и сердце отдал всех способно». Пётр (Могила) привёл в «Записках» рассказы о подвижнической жизни Леонтия. О почитании первого настоятеля Свято-Духова монастыря говорится также в «Палинодии» Захарии (Копыстенского, 1621 г.), в «Мнемозине славы, дел и трудов... Петра Могилы», в «Диариуше» преподобномученика Афанасия Брестского (1648 г.). Исследователи полагают, что существовало изображение Леонтия, описанное в «Эпитафионе», которым заканчивается «Лямент у света убогих на жалосное преставление… Леонтия Карповича»: «Рукою держит кветок, другою книгу, там же кадило». Приведено также толкование образа: «Живот нетръвалый значит тот квет опалый. Книга – чистость сумненья кажет мети. Збавенья в добрых делех чекати. За ним в небо ступати». 4 апреля 2011 г. Синод Белорусской церкви принял решение о канонизации Леонтия, прославление было совершено 15 мая 2011 г. в кафедральном Петропавловском соборе Минска.

 



 
PR-CY.ru