ЛУКЬЯНОВ Сергей Михайлович - Страница 7

С.М. Лукьянов рассматривает идею «Божьего царства» Августина Блаженного и действие христианских начал в западноевропейской истории вплоть до Священного Союза. Европейский Запад сформировался под преобладающим влиянием Рима – сначала языческого, императорского, как носителя абсолютной государственности и правовых норм, которые привели к строгой юридической норме государственной жизни, а потом христианского, как воплощения начала абсолютной церковности в лице обладающего неограниченным авторитетом Римского первосвященника. Преобладание то государственных, то церковных начал «с выделением из недр католичества такого разлагающего фактора, как протестантство» приводит С.М. Лукьянова к мысли о том, что на Западе не было их примирения и «в свете христианского церковного идеала». К началу ХХ в. государственность стала доминировать, вырабатывать поддерживающие её юридические механизмы и приобретать социалистический характер. С.М. Лукьянов характеризует социализм как «новую религию». Указывая, «подобно самой Церкви, на идеал сверхгосударственный и сверхнародный», «социализм старается усвоить себе государственный характер и нисколько не сторонится от собственно политических задач». Социалистические утопии насильно «выливаются… в формы государственные», охватывающие «всё человечество, все его функции». С.М. Лукьянов показывает тоталитарный характер социалистической государственности, которая освобождается от церковной опеки и «дистанцируется от церкви, которая оказывается в подчинённом положении» в различных формах, например, «тяготения к безбожию», как во Франции, или автономии церкви при условии, чтобы она не утверждала себя как абсолютную норму человеческого общежития, занимаясь только делами личной нравственности и общественного благочиния, как в Германии, или объединения управления мирскими и церковными делами в лице монарха-мирянина, как в Англии. Римско-католическая церковь, согласно С.М. Лукьянову, сама обмирщилась и «усвоила себе все приёмы мирской политики». Тем не менее, в западноевропейской государственности формально присутствует высший идеал, открытый христианством, хотя и оспариваемый в своей к нему принадлежности. Византия, считает С.М. Лукьянов, в противоположность Риму действовала на вовлечённые в сферу её влияния страны и народы только христианскими «стихиями» и в более мягкой форме. В истории русской государственности С.М. Лукьянов выделяет период от Крещения Руси до правления царя Ивана IV Васильевича Грозного, для которого характерно стремление объединить полноту мирской власти в лице великого князя, «являющегося носителем идеи освящаемого церковью государственного патроната».

 



 
PR-CY.ru