ЛАОДИКИЙСКИЙ СОБОР - Страница 2

Близки по содержанию правила 22 («Не должно низшему служителю церковному орарь носити, ни двери оставляти») и 43 («Не подобает слугам церковным и на малое время оставляти двери, дабы в молитвословии упражнятися»). Наиболее вероятным объяснением наличия дублей в сборнике канонов Лаодикийского Собора исследователи считают предположение о его составном характере. Подобная ситуация была характерна для периода становления канонического права православной церкви Востока. Компиляцией, например, исследователи считают сборник канонов, приписываемых Карфагенскому Собору 419 г.: в действительности в сборник вошли каноны большого числа Карфагенских Соборов III–VI вв. Исследователи не исключают, что подобным образом и правила Лаодикийского Собора являются обобщением фригийского церковного законодательства. Вместе с тем в отличие от Карфагенских Соборов сведений о других Соборах в Лаодикии не сохранилось. Каноны Лаодикийского Собора охватывают широкий круг тем, среди которых преобладает тема взаимоотношения православных христиан с инаковерующими. Правила 6, 31–34, 37–39 содержат запреты евхаристического, молитвенного и даже бытового общения с иноверцами (иудеями и язычниками), еретиками и раскольниками. Седьмое и восьмое правила посвящены присоединению к церкви крещённых в еретических или раскольнических общинах. Седьмое правило предусматривает присоединение через миропомазание (впоследствии второй чин присоединения к православию) новациан, фотиниан, тетрадитов (четыредесятников), а восьмое правило предписывает перекрещивать (впоследствии первый чин присоединения к православию) монтанистов, названных фригами, т.к. именно во Фригии эта ересь получила особенно широкое распространение. Ряд правил посвящён таким темам, как порядок богослужения (16–19, 22, 23, 25, 49, 51, 58, 59), подготовка к таинству крещения и его совершение (45–48), поставление клириков (3, 5, 12, 13), церковное управление (40, 57), церковная дисциплина (20, 21, 26–29, 41–44, 56), христианская мораль (24, 30, 36, 53–55). Последнее, 60-е правило Лаодикийского Собора содержит перечень книг Ветхого Завета и Нового Завета, которые «читати подобает» (см. в ст. Канон библейский). Список ветхозаветных книг не включает «Книгу Неемии» из числа канонических и включает признанные неканоническими «Вторую книгу Ездры», «Послание Иеремии», «Книгу пророка Варуха». В списке новозаветных книг отсутствует «Откровение» апостола Иоанна Богослова.



 
PR-CY.ru