ЛАРОШФУКО Франсуа де

ЛАРОШФУКО Франсуа де, герцог (1613–1680 гг.; до смерти отца носил титул принц де Марсийяк) – французский философ, мыслитель-моралист. Может считаться (несмотря на значимую конкуренцию) создателем афоризма как жанра современной европейской словесности. Основные сочинения: «Размышления, или Моральные изречения и максимы» (в 1664 г. общее число максим – 188, в 1678 г. – 504; переведены на все культурные языки; первый русский перевод – 1788 г.); «Апология принца де Марсийяка» (1649 г.); «Портрет Ларошфуко, написанный им самим» (1658 г.); «Мемуары» (1662 г.) и др. В своих истоках афоризмы Франсуа де Ларошфуко являли собой сюжеты салонного фольклора Парижа. Основной мыслью афоризмов Франсуа де Ларошфуко выступало его мнение, согласно которому основанием всех поступков людей выступает человеческий эгоизм («все добродетели теряются в расчёте, как реки в море»; «люди делают добро часто лишь для того, чтобы обрести возможность безнаказанно творить зло»). Многие афоризмы и максимы Франсуа де Ларошфуко в соответствующей форме очерчивали исторические судьбы философии и философов, а также некоторые перспективные стратегии исследования и собственно философских проблем: «Философия торжествует над бедствиями прошлого и будущего, тогда как бедствия настоящего торжествуют над философией»; «не так благотворна истина, как зловредна её видимость»; «презрение философов к богатству было вызвано их сокровенным желанием отомстить несправедливой судьбе за то, что она не наградила их по достоинству жизненными благами; оно было тайным средством, спасающим от унижений бедности, и окольным путём к почёту, обычно доставляемому богатством»; «как бы ни кичились люди величием своих деяний, последние часто бывают следствием не великих замыслов, а простой случайности»; «люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос» и др. Согласно Льву Николаевичу Толстому, «собрание мыслей Ларошфуко была одна из тех книг, которые более всего содействовали образованию вкуса во французском народе и развитию в нём ясности ума и точности его выражений. Хотя во всей этой книге и есть только одна истина, – та, что самолюбие есть главный двигатель человеческих поступков, мысль эта представляется со столь разных сторон, что она всегда нова и поразительна. Книга эта была прочитана с жадностью. Она приучила людей не только думать, но и заключать свои мысли в живые, точные, сжатые и утончённые обороты. Со времени Возрождения никто, кроме Ларошфуко, не сделал этого». Одной из наиболее высокоэвристичных максим философского творчества Франсуа де Ларошфуко выступает его изречение, характеризующее основную часть спектра общественных отношений и процедур социальной мобильности в обществах авторитарного и тоталитарного типа: «Короли чеканят людей как монету: они назначают им цену, какую заблагорассудится, и все вынуждены принимать этих людей не по их истинной стоимости, а по назначенному курсу».

 
PR-CY.ru