ЛАМПАДА - Страница 2

На одной древней африканской лампаде есть изображение двух агнцев, стоящих на двух четырёхконечных крестах (символ Христа распятого, указывающий на происхождение лампады раньше V в.). Все эти фигуры исследователи встречают на лампадах глиняных или терракотовых. В наши дни иногда можно встретить и электрические лампады, но их применение не соответствует православной традиции. В начале ХХ в., когда электрическое освещение только появлялось, велась дискуссия на этот счёт, и было принято мнение, что в утилитарных целях в храме может использоваться электрический свет, но лампада (ритуальный светильник) должна гореть живым огнём. Большинство лампад состоит из подлампадника и вставляющегося в него стаканчика, в который наливают масло. Этот стаканчик, как правило, бывает стеклянным, реже – керамическим. Подлампадник изготавливают из металла, иногда – из керамики. Лампады делятся на подвесные и стоячие. Первые снабжены цепями, соединёнными сверху. С их помощью лампада крепится к кронштейну, установленному над иконой. Домашние (келейные) лампады, как правило, отличаются от храмовых лишь размерами и иногда торжественностью убранства. Церковная лампада обычно бывает больше той, которая освещает домашний святой угол. Помимо классических лампад, описанных выше, в наши дни всё шире распространяются так называемые греческие лампады. По сути, они представляют собой миниатюрные масляные лампы со стеклянным колпаком. Конструкция их такова же, как у более привычных для жителей нашей страны керосиновых ламп. В наши дни наиболее распространены лампады с латунным подлампадником и цепями. В некоторых храмах можно увидеть и лампады из серебра – как правило, их помещают перед наиболее чтимыми из икон. Фарфоровые, фаянсовые, стеклянные и хрустальные лампады также весьма красивые. В музеях сохранились великолепные старинные лампады из золота.  Для возжигания лампады используют специальное лампадное масло. Оно может быть как растительным, так и иметь химическое происхождение.  Наиболее традиционный вариант – натуральное оливковое масло, тот самый елей, который горел перед иконами с древнейших времён и считался чистой жертвой Богу. Однако такое масло довольно сильно коптит при использовании привычного в наши дни длинного фитиля. Многие предпочитают использовать в лампадах вазелиновое масло высокой степени очистки. Горящий в лампаде елей, посвящённый Богу, должен быть хорошего качества. К тому же, копоть от горения низкопробного масла загрязняет иконы и всё вокруг и вредит здоровью. В греческих лампадах используют масло, специально для них предназначенное. Оно не годится для использования в обычной лампаде и, наоборот, «русское» лампадное масло не будет гореть в греческой лампаде. Лампаду положено зажигать не спичкой, а церковной свечой. Огонь от лампады считается священным – его нельзя использовать в бытовых целях.

 



 
PR-CY.ru