ЛАТРОС, Латмос

ЛАТРОС, Латмос – название крупного монашеского центра в византийскую эпоху (VII–XV вв.) и территории Юго-Западной Малой Азии (историческая область Кария, ныне Турция). В античный период эта местность на берегу залива Эгейского моря, а также горный массив у северо-восточного берега (его наиболее высокая вершина гора Пентадактилос, Пятипалая; тур. Бешпармак; высота 1353 м) были известны под названием Латмос. В Средние века название трансформировалось в Латрос. В этот период в результате заиливания дна в западной части залива от речных наносов Меандра (тур. Большой Мендерес) весь залив постепенно превратился в солёное озеро (тур. название Бафа). В древнегреческой мифологии Латмос считался местом, где скрылся Эндимион, супруг Селены. Скалистый горный массив с пещерами был заселён со времён неолита (VI тыс. до н.э.), здесь сохранился ряд наскальных рисунков этой эпохи. Карийский город Латмос на восточной оконечности залива известен исследователям с V в. до н.э., когда он входил в Делийскую лигу полисов. В IV в. город был перенесён на 1 км западнее, перестроен по гипподамовой системе и переименован в Ираклию (Гераклею) на Латмосе, которая в эллинистическую и римскую эпохи была значительным морским портом. От Античности здесь сохранились остатки театра, храмов Афины и Эндимиона, терм, крепостных стен и ряда других построек. После того как залив естественным путём превратился в озеро, морские коммуникации были прерваны, и городская жизнь в Ираклии постепенно пришла в упадок. В настоящее время на месте города расположена деревня Капыкыры. В ранневизантийскую эпоху существовала епископская кафедра Ираклии, подчинённая Карийской митрополии. Она известна исследователям с 431 г., когда епископ Афтонет участвовал в третьем Вселенском соборе в Эфесе, по 879 г., когда среди участников Константинопольского собора упомянут епископ Григорий. Позднее монастыри Латроса подчинялись соседней епископской кафедре Милета. Местом развития монашеских общин в византийскую эпоху стали берега и острова озера Латрос, а также массив скалистых гор к северу и востоку от Ираклии. Большинство монастырей Латроса следовали необщежительным уставам и именовались лаврами. Согласно местному преданию, которое известно исследователям из Жития святого Павла Латрского (вторая половина X в.), монашеские общины на Латросе появились после того, как сюда переселилась группа монахов со святой горы Синай, спасавшихся от арабов-мусульман (Vita). В 787 г. игумен Исидор Латрский участвовал в седьмом Вселенском соборе в Никее и поставил подпись под его актами. Упоминание об Исидоре является наиболее ранним достоверным свидетельством существования сообщества монастырей Латроса. При византийском императора Михаиле II (820–829 гг.) некий монах Афанасий из Латроса пришёл в Константинополь и жил в пещере в районе Петра в течение 22 лет. Древнейшей среди обителей считалась лавра Келливарон. Её настоятель до конца XI в. обычно занимал должность прота Латроса; затем это право перешло к настоятелям лавры Стилу. Однако система управления монастырями Латроса и их взаимодействие всегда оставались сложными.

 



 
PR-CY.ru