ЛЕТОПИСАНИЕ

ЛЕТОПИСАНИЕ – важнейшая форма древнерусской историографии. Летописями называют тексты, содержащие описание исторических событий, организованное по годам. Как правило, большая часть летописи состоит из погодных статей, начинающихся обозначением года («В лето...») и продолжающихся сообщениями о событиях, нередко отделённых друг от друга оборотами типа «в то же лето» или «тои же зимы». Эти сообщения могут быть как краткими, только называющими то или иное событие, так и пространными, детализированными повествованиями. Иногда в текст погодных статей помещались документы, чуждые летописанию в жанровом отношении: договоры Руси с Византией X в., «Русская Правда», «Поучение» Киевского князя Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, жизнеописания Владимирского князя Александра Ярославича Невского, Псковского  князя Довмонта (Тимофея), князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича Донского, перечни князей и церковных иерархов и др. Для многих летописей характерны «пустые годы», т.е. обозначения годов без последующего текста. В начале летописных памятников обычно помещали вводный текст, не имеющий погодной разбивки. Исследователи отмечают, что погодная структура не характерна только для так называемой Галицко-Волынской летописи XIII в., а также для предполагаемых древнейших памятников русской историографии конца X или, скорее, XI в. Все сохранившиеся до настоящего времени памятники летописания так или иначе взаимосвязаны и имеют сложную картину сходств и различий. Тексты могут дословно совпадать на многих страницах повествования, однако затем могут совершенно расходиться. В совпадающей части они могут различаться в отдельных деталях, наличием или отсутствием каких-либо известий, степенью подробности, датировками и т.д. Это обусловлено самой природой летописания. Летописцы могли продолжать тексты, созданные их предшественниками, записями за новые годы, могли редактировать их, соединять разные тексты в один (создавать так называемые своды), исправлять отдельные детали (в том числе посредством выскабливания и т.п.). Имена большинства книжников, участвовавших в этой работе, исследователям неизвестны. Так, в источниках XI–XIV вв. поимённо названы только четыре летописца (монахи преподобный Нестор Киево-Печерский и Лаврентий, игумен Сильвестр, пономарь Тимофей). Другие имена летописцев (преподобный Никон Киево-Печерский, священник Герман Воята, иеромонах Кирик, игумены Поликарп и Моисей, боярин Пётр Бориславич и др.) были предложены исследователями в результате разработок гипотез с разной степенью уверенности, выдвинутых учёными. Исследователям известен ряд имён летописцев более позднего времени, как названных в источниках, так и предполагаемых.

 



 
PR-CY.ru