ЛЕОНТИЙ II, Леон, Леонт - Страница 3

Однако тем временем вопрос был вынесен уже на суд патриарха: летом или осенью 1163 г. Андрей Юрьевич Боголюбский направил посольство в Константинополь с просьбой открыть во Владимире митрополию во главе с Феодорцем. Леонтий II присоединился к посольству и в ставке императора Мануила I Великого Комнина в Белграде на Дунае участвовал ещё в одном диспуте о постах – с Охридским архиепископом Иоанном (Адрианом), родным дядей императора, но столь же неудачно. В ходе полемики Леонтий II возвысил голос даже против императора, за что «удариша слугы цесаревы Леона за шью и хотеша и в реце утопити» («Полное собрание русских летописей», том 1). Однако патриарх Лука подтвердил вердикт Киевского митрополита и оправдал Леонтия II. В ответном патриаршем послании князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому в просьбе о митрополии было отказано и предписывалось принять назад изгнанного епископа. В полном виде послание дошло в составе Никоновской летописи первой половины XVI в., в которой, однако, интерполировано имя епископа Нестора, что долго вводило в заблуждение исследователей; в первоначальном тексте, как показал П.П. Соколов, упоминание о епископе было анонимным и имелся в виду Леонтий II. С этим посланием Леонтий II вернулся в 1164 г. на Русь, но столкнулся с упрямым нежеланием князя признать решение священноначалия. Чтобы поддержать гонимого и в то же время, как полагают исследователи, отчасти компенсировать отказ Андрею Боголюбскому в митрополии, митрополит (очевидно, по согласованию с патриархом) в 1164/1165 г. присвоил Леонтию II звание архиепископа, которое на Руси было чисто титулярным, не сопровождаясь выведением из юрисдикции митрополита, как в Византийской церкви. Этот титул исследователи читают в надписи на найденной в 1985/1986 г. в Новгороде свинцовой печати: «θ[EOTOK]E В[ОН]θ[ЕI] ΛEOΝTI A[P]Х[I]EПICKOП PCT[OBOY] ΔOYΛ [COY]» («Богородице, помози Леонтию, архиепископу Ростова, рабу [Твоему]»; публикаторы ошибочно прочли начало надписи: «K[YPI]E» – «Господи» вместо правильного «θ[EOTOK]E» – «Богородице»). Но Андрей Юрьевич Боголюбский не принимал Леонтия II, оставляя управление епархией в руках Феодорца. Дело приобрело общерусский размах. С обличениями Феодорца выступил епископ Туровский Кирилл II, но против практики постов, которая навязывалась митрополией и ЛеонтиемII, выступил настоятель Киево-Печерского монастыря Поликарп, за что был запрещён в служении митрополитом Константином II. Митрополита и Леонтия II поддержал Черниговский епископ Антоний, досаждавший своими запретами Черниговскому князю Святославу (Николаю) Ольговичу, за что разделил судьбу Леонтия II, будучи изгнан из Чернигова. В начале 1169 г., овладев Киевом, Андрей Юрьевич Боголюбский потерял интерес к планам Владимирской митрополии и выдал Феодорца на суд митрополиту. Но это не означало торжества Леонтия II. Примирение Владимиро-Суздальского князя с митрополией оказалось облечено в форму компромисса: в ответ на уступку князя Андрея Юрьевича Боголюбского в вопросе о Владимирской митрополии митрополит Константин отказался от поддержки Леонтия II, восстановив на кафедре Нестора. Со смертью патриарха Луки в 1169/1170 г., при патриархе Михаиле III Анхиале (1170–1178 гг.) и Киевском митрополите Михаиле II (III), решился и вопрос о постах в пользу традиционного для Руси обычая. Последнее упоминание о Леонтии II как о покойном Ростовском архиерее относится к 1184 г., откуда исследователи делают вывод, что после смерти Нестора Леонтий II снова возглавил епархию.



 
PR-CY.ru