ЛИТИЯ - Страница 3

В лавре преподобного Саввы из-за большого числа монахов служба совершалась параллельно в нескольких храмах – отсюда и указания на посещение процессией нескольких храмов-приделов («Богозданный» и Иоанна Предтечи). Таким образом, воскресная лития в монастыре преподобного Саввы представляла собой хождение по местным святыням обители с пением стихир в честь этих святынь, произнесением ектений и поминовением живых и умерших. В конце воскресной утрени, после произнесения обычных ектений, также назначалась лития: с пением стихиры преподобного Саввы совершалось исхождение в притвор, в усыпальницу святого; священник кадил гроб святого, игумена и братию, потом произносил малую ектению; с пением стихиры Иоанну Предтече все шли в Предтеченский храм, где возглашалась ектения, и затем с пением воскресных стихир на стиховне процессия направлялась в «Богозданный» храм: там произносилась малая ектения с прошением «Спаси, Боже, люди Твоя», пелось 12 раз «Господи, помилуй», затем священник произносил прошение о недужных и об их исцелении, пелось три раза «Господи, помилуй», затем – молитва «Яко многомилостиве Господи» и отпуст. В дни памяти местных святых исхождение на литии совершалось до места, где покоились мощи святого (могила или храм). Исследователи отмечают, что к описанному чину воскресной литии близки чины и других монастырей: в частности, монастыря великомученицы Екатерины на Синае и монастыря преподобного Симеона Дивногорца. В более поздних редакциях Иерусалимского устава (например, в Типиконе сербского архиепископа Никодима 1319 г.), чин литии на вечерне в составе всенощного бдения сокращается и принимает форму, близкую к зафиксированному в «Диатаксисе» Константинопольского патриарха Филофея и печатных изданиях Типикона (например, первопечатном греческом Типиконе 1545 г.), в том числе в современном Типиконе Русской православной церкви. Согласно современным русским Типикону и Служебнику, чин литии на вечерне в составе всенощного бдения таков: после возгласе молитвы главопреклонения священник с диаконом выходят через северную дверь алтаря (в современной практике Русской православной церкви исхождение в притвор часто совершается царскими вратами) в предшествии двух свещеносцев и направляются в притвор, при этом поётся стихира храма; во время пения стихиры диакон совершает каждение икон, предстоятеля и хоров; прошения литии произносятся диаконом (всего прошений четыре, на каждое из прошений поётся «Господи, помилуй» 40, 50, три и три раза соответственно (в дореволюционных книгах прошений было пять: второе прошение произносилось за царя и царский дом, после него – 30 раз «Господи, помилуй»); далее следует возглас иерея, диакон призывает преклонить головы, и священник произносит молитву«Яко многомилостиве Господи» (по Типикону при этом он должен быть обращён лицом на запад), которую следует выслушивать коленопреклонённо (на практике – главопреклонённо). Количество стихир, исполняемых при исхождении на литии, Уставом строго не регламентировано. В воскресный день поётся стихира храма; к ней могут прибавляться стихиры Пресвятой Богородицы авторства Павла Аморрийского (помещены в воскресной службе Октоиха на ряду на «Господи, воззвах») или те стихиры, «что настоятель изволит».

 



 
PR-CY.ru