ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ - Страница 21

Исследователь полагает, что Кирилл Скифопольский в изложении богословских аргументов своих персонажей следует, скорее, политической целесообразности: так, излагая концепции авторов V в. (например, преподобного Евфимия Великого), он влагает в их уста терминологию пятого вселенского Собора. Исследователь полагает, что также необъективен Кирилл Скифопольский и в пересказе взглядов своих оппонентов. По мнению Э. Дейли, «оригенизм» применительно к ситуации Палестины VI в. – это не обязательно принятие конкретных оригенистских концепций, но, скорее, стиль мышления, базирующийся на особенном внимании к трудам Оригена, Евагрия и Дидима Слепца. Тезисы Э. Дейли получили развитие в монографии Д. Хомбергена, который на основании анализа «Жития Саввы Освященного» заключил, что представленный в нём образ Леонтия Византийского напоминает карикатуру. Однако Д. Хомберген полагает, что следует различать доктринальный и духовный оригенизм: Леонтий Византийский не был оригенистом в первом смысле, но был им во втором. С точки зрения исследователя, «второй оригенизм» был не только богословским и политическим спором, но и спором о том, как должна выглядеть духовная жизнь, на каких принципах строится аскетика. «Оригенисты» предлагали более индивидуалистический, спиритуалистический и, следовательно, менее зависимый от церковно-государственного административного аппарата способ строить духовную жизнь. «Несториане» (сторонники «Трёх Глав») выступали за духовную жизнь на основе имперского православия и сильной монастырской общины. Однако аргументация Э. Дейли Д. Эванса не удовлетворила. Он предложил новую объяснительную модель. В первом трактате «Против несториан и евтихиан», в месте, содержащем критику концепции соединения «по достоинству», Леонтий Византийский, как считает исследователь, в том числе полемизирует с христологией «Ареопагитик». Эти тексты, полагал Д. Эванс, были важны для оригенистов, поскольку концепция предсуществующего Христа сближала автора «Ареопагитик» с Евагрием Понтийским. Однако палестинские оригенисты не были едины: более радикальные (исохристы) считали, что после воскресения умы праведников будут равны Христу, в то время как протоктисты полагали, будто Христос онтологически первенствует над другими душами и всеми сотворёнными вещами, являясь результатом первого творения, и поскольку тем самым Он фактически становится четвёртой ипостасью, протоктистов называли также «тетрадитами». Леонтий Византийский, по мнению Д. Эванса, принадлежал к протоктистам, а его оппонентами были оригенисты-исохристы, которые опирались на «Ареопагитики».

 



 
PR-CY.ru