ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ - Страница 11

Леонтий Византийский стремился использовать терминологический аппарат каппадокийского триадологического богословия применительно к христологии и отвергал выдвигаемый монофизитами тезис о том, что новая предметная реальность требует новой терминологии; настаивал на универсальности терминологического аппарата. Основная терминологическая оппозиция Леонтия Византийского – оппозиция «природы»/«сущности» и «ипостаси»/«лица» («Я позволил себе изложить и объяснить понятие ипостаси и сущности, или лица и природы (ведь это одно и то же, и в обоих случаях [сказывается] об одном и том же)»). Однако в некоторых случаях Леонтий Византийский использует термины «природа» и «сущность» несинонимично (прежде всего, в выражениях «соединение по сущности» и «соединение по природе»). Различие между «лицом» и «ипостасью» имеет второстепенное значение, однако и оно у Леонтия Византийского присутствует. Сущность – то, что должна иметь плоть (и вообще всё существующее), чтобы быть. Она нетождественна как ипостаси, так и акциденции, т.е. «качествам, которые называются сущностными и присущностными, из которых ни одно не является сущностью, то есть самостоятельно существующей вещью, но всегда созерцается подле сущности, как цвет в теле или знание в душе». Индивид, который имеет ту же сущность, что и в другом индивиде, называется «единосущным» («вещи единой природы по преимуществу называются единосущными и логос их бытия является общим»; Леонтий Византийский также называет «единосущной и отдельной от сосуществующих и соположенных [ипостасей]» частную природу, которая, впрочем, в данном случае отождествляется с ипостасью). Сущность имеет и сугубо логическое измерение, т.е. мыслится как вид, составляемый индивидами («…ничто из того, что причисляется к одному и тому же виду, не является иносущным»). Однако в некоторых случаях под сущностью Леонтий Византийский понимает то, что вообще существует, «существующую вещь» (такое определение сущности даёт Памфил Кесарийский, который, как полагал М. Ришар, оказал на Леонтия Византийского влияние).

 



 
PR-CY.ru