ЛЕВ VI МУДРЫЙ, Философ - Страница 9

Льву VI Мудрому принадлежат 42 гомилии, из которых часть атрибутируются ему всеми рукописями, одна (на перенесение мощей Иоанна Златоуста) сохранилась анонимно, а другая (на рождество Иоанна Предтечи) приписана Льву VI Мудрому лишь в части списков. Рукописная традиция гомилий представлена, с одной стороны, особой коллекцией, составленной самим автором, так называемым специальным панегириконом (Spezialpanegyrikum), его наиболее авторитетный список – кодекс, созданный в императорском скриптории в Константинополе в первой половине X в., а с другой стороны, рукописями, в которых содержится одна или несколько гомилий Льва VI Мудрого наряду с произведениями других авторов (лекционарии, минологии). Тематически гомилии исследователи делят на четыре группы: 1) речи, произнесённые в честь святых; 2) гомилии на Господские праздники; 3) гомилии на Богородичные праздники; 4) речи по особым случаям, важным либо для самого автора (надгробная речь родителям), либо для церковной жизни столицы (освящение церквей, поставление патриарха). Однако границу между группами исследователи не всегда могут провести отчётливо: например, речь в честь годовщины освобождения Льва VI Мудрого из тюрьмы 21 июля 886 г. приурочена ко дню памяти пророка Илии (20 июля), покровителя Македонской династии. Единственная речь Льва VI Мудрого, не связанная с каким-либо церковным праздником, – это надгробное слово родителям – Василию I Македонянину и Евдокии Ингерине. Она была создана ко второй годовщине кончины императора Василия I Македонянина, т.е. к 29 авгста 888 г., и имеет, по мнению исследователей, черты похвалы, плача и утешительной речи. Эта гомилия – образец политической пропаганды Македонской династии: Лев VI Мудрый свободно обращался с историческими фактами, умалчивал о своём конфликте с отцом, обходил стороной вопрос об убийстве Михаила III и узурпации престола, идеализировал церковную политику императора Василия I Македонянина. По мнению исследователей, возможна точная датировка лишь нескольких гомилий; Лев VI Мудрый начал создавать их не позднее ноября 882 г., т.е. еще до восшествия на престол. Наиболее позднюю датируемую гомилию исследователи относят к началу Великого поста 904 г. Источники сообщают, что часть гомилий Льва VI Мудрого не сохранилась, например, пространная речь в честь пророка Авраама и несколько речей в честь святого Лазаря. Лев VI Мудрый почти всегда сам произносил свои речи в соборе Святой Софии или в императорском дворце. Речи в честь освящения церквей обычно звучали в соответствующих храмах. Исключения из общего правила составляют гомилии, которые Лев VI Мудрый поручил зачитать секретарю, что было особо отмечено в заглавии. По мнению исследователей, произнося речи, Лев VI Мудрый пользовался предварительными набросками, но окончательная форма гомилий – результат последующей литературной обработки. Как правило, повествовательная часть гомилий сравнительно мала, поскольку Лев VI Мудрый рассчитывал на то, что новозаветные события, послужившие поводом к празднику, присутствовавшим на службе известны. Он использовал в гомилиях изысканные сравнения и другие художественные приёмы, обращения к аудитории и персонажам Священной истории, риторические вопросы, диалогические фрагменты, анафоры, антитезы, классические аллюзии, фрагменты ритмизованной прозы.

 



 
PR-CY.ru