ЛАВРЕНТИЙ I

ЛАВРЕНТИЙ I (ум. между 507 и 511 гг.) – епископ Медиолана (ныне Милан, Италия), святой (память в Западной церкви 25 июля, 25 сентября). Сведения о Лаврентии I содержатся в сочинениях Магна Феликса Эннодия (ум. в 521 г.), которого епископ принял в клир Медиоланской церкви в качестве диакона и назначил своим секретарём. Магн Феликс Эннодий называл Лаврентия I «родителем» или «родственником» («parens»), но (по мнению исследователей) он имел в виду духовное родство. Среди сочинений Магна Феликса Эннодия – панегирик, произнесённый в честь юбилея возведения Лаврентия I на епископскую кафедру, и стихотворные эпиграммы о зданиях, построенных или украшенных епископом. Панегирик был составлен не раньше 503 г., к этому времени Лаврентий I находился уже в преклонном возрасте («ad senectutem bonam Abrahae aemulator accede... aevo maturus»). По свидетельству Магна Феликса Эннодия, Лаврентий I был единогласно избран на кафедру различными народами («discretarum nationum concordem sententiam»). Скорее всего, как полагают исследователи, его избрание было одобрено Одоакром (король Италии в 476–493 гг.), войско которого состояло из представителей нескольких варварских народов. Осенью 489 г. в Медиолане бóльшая часть войска Одоакра капитулировала перед Теодорихом Великим, предводителем остготов, который пытался установить контроль над Италией. Однако вскоре эти отряды выступили против Теодориха Великого, которому пришлось укрыться в Тицине (ныне Павия). В панегирике сообщается, что после избрания Лаврентия I на Медиолан напали враги (очевидно, варвары) и захватили множество пленных, среди которых был епископ. Магн Феликс Эннодий подчёркивал мужественное поведение Лаврентия I, благодаря которому тому удалось получить свободу. Прибыв в Медиолан, он позаботился о возвращении всех пленных и восстановил город. В литературе исследователи встречают утверждения, что враги, которые напали на Медиолан, либо принадлежали к германскому племени ругиев, враждовавшему с Одоакром, либо, напротив, были воинами Одоакра, которые стремились отомстить епископу, выступившему на стороне Теодориха Великого. Однако на основании текста панегирика исследователям трудно это определить. В Житии святого Епифания, епископа Тицинского (ум. в 496 г.), Магн Феликс Эннодий упоминал о том, что после победы Теодориха Великого Лаврентий I и Епифаний отправились к нему в Равенну, чтобы ходатайствовать за италийцев, сторонников Одоакра, лишённых прав римского гражданства. По настоянию епископов король отменил карательные законы. Во время так называемой лаврентиевской схизмы, последовавшей за избранием и рукоположением папы Римского Симмаха (498–514 гг.) и антипапы Лаврентия, Лаврентий I принял сторону Симмаха. Исследователи полагают, что епископ руководствовался советами Магна Феликса Эннодия, ревностного приверженца Симмаха (Магн Феликс Эннодий приписывал Лаврентию I решающую роль в преодолении схизмы, хотя, по мнению исследователей, это вряд ли соответствовало действительности). Весной 502 г. в связи с обострением конфликта папа Симмах отправился в Равенну, чтобы оправдаться в присутствии короля. По словам Магна Феликса Эннодия, Лаврентий I предоставил понтифику коней и дал 400 солидов на дорожные расходы (позднее епископ добивался уплаты долга от Симмаха и его доверенных лиц, Гормизда (впоследствии папа Римский), Диоскора (впоследствии антипапа) и Луминоза). Однако понтифик, не достигнув Равенны, вернулся в Рим и разместился со своими сторонниками в Ватиканской базилике.

 



 
PR-CY.ru