«КАМЧАТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»

«КАМЧАТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» – официальное издание Камчатской епархии, выходившее в городе Благовещенске при семинарии с 1894 по 1899 гг. два раза в месяц. После разделения Камчатской епархии на Благовещенскую и Владивостокскую с мая 1899 г. в Благовещенске издавались «Благовещенские епархиальные ведомости», продолжившие нумерацию «Камчатских епархиальных ведомостей», а с 1903 г. во Владивостоке – «Владивостокские епархиальные ведомости». Инициатором издания «Камчатских епархиальных ведомостей» был Камчатский епископ Макарий (Дарский). Редактором в 1894–1895 гг. был ректор семинарии протоиерей Вячеслав Мстиславский, с 1896 г. его сменил преподаватель П.В. Верещагин. Каждый номер состоял из официального и неофициального отделов, с раздельной пагинацией. Церковный историк Стефан Григорьевич Рункевич сообщал, что подборка материалов для официального отдела осуществлялась секретарём консистории, но его подписи в издании нет. В официальном отделе печатались Высочайшие манифесты, определения и указы Синода, обер-прокурора, распоряжения епархиального начальства, объявления «От правления Благовещенской духовной семинарии», постановления и отчёты училищного совета, выписки из журнала духовной консистории, известия о присоединении к православию и др. В неофициальном отделе печатались проповеди местного духовенства (священников Сергия Пашковского, Петра Протодиаконова, Николая Чистякова и др.), оригинальные и заимствованные из других журналов статьи, «Известия», «Хроника», письма в редакцию и объявления. Многие статьи представляют несомненный интерес для изучения истории церковной жизни на Дальнем Востоке и для местного краеведения, в том числе: «Материалы для истории Камчатской епархии» и «Высокопреосвященный Иннокентий, первый архиепископ Камчатский» А. Кириллова, «К истории Южно-Уссурийского края» священника Павла Мичурина, «Колонизация Сибири и значение монастырей» иеромонаха Алексия (Осколкова), «Религиозно-обрядовый быт переселенцев Зазейского края» священника Владимира Венчаева; описания нескольких городских церквей – «Сказания (старожила) о первом в городе Благовещенске храме во имя святителя Николая» протоиерея Александра Сизoго, «Историко-статистические сведения о Градо-Благовещенской кладбищенской церкви» священника Петра Протодиаконова, «К истории хабаровской церкви» священника Афанасия Протодиаконова, а также нескольких сельских церквей епархии. Важным источником сведений для церковной истории являются подробные описания путешествий по епархии Камчатского епископа Макария и путевые заметки его спутника священника С. Тихвинского (1894–1897 гг.), описание церквей епархии, составленное священником Александром Гаркиным (1898–1899 гг.), а также очерки из жизни сектантов и инородцев и материалы по миссионерской тематике, среди них: «Поездка к зазейским молоканам» священника Алексия Диаконова; «Явление царя царей: Страничка из жизни амурских прыгунов», «Амурские прыгуны или духовные христиане» и «Материалы истории христианской миссии на Амуре, со времени присоединения его к России до 1865 г.» А. Кириллова; «Миссия среди китайцев и маньчжур» и «Несколько слов о Маньчжурской миссии» иеромонаха Стефана; статья о гольдах и гиляках «Инородцы Горинского стана (Приморской области)» священника Алексия Троицкого; «Инородцы на острове Сахалин в отношении к Православной Церкви и Русскому государству» священника Н. Попова-Кокоулина, а также ежегодные отчёты о состоянии и деятельности Камчатской духовной миссии, заметки из путевого журнала начальника миссии священника А. Протодиаконова (1894 г.) и описание его поездки к орочонам (1896–1897 гг.), отчёты Благовещенского братства, многочисленные заметки о собеседованиях миссионеров со старообрядцами. Единственная оригинальная богословская статья – исследование П.В. Верещагина «Пастырь Церкви как попечитель о бедных и руководитель христианской благотворительности по примеру отцов Церкви I-VI вв.».

 
PR-CY.ru