Словарь по христианству К КАЗИМИР

КАЗИМИР

КАЗИМИР (1458–1484 гг.) – литовский княжич и польский королевич, святой католической церкви (память 4 марта), почитается как покровитель Литвы. Второй сын польского короля и великого князя Литовского Казимира IV Ягеллончика и его жены Елизаветы (Эльжбеты) из рода Габсбургов. До 9 лет воспитывался матерью, среди учителей Казимира были польский историк Ян Длугош и итальянский гуманист Филиппо Буонакорси (Каллимах). В 1471 г. король Казимир IV пытался возвести сына на венгерский трон, но потерпел неудачу. В последующие годы Казимир сопровождал отца в путешествиях по его владениям, в 1474 г. участвовал в переговорах в Люблине о создании антитурецкой лиги, в 1481–1483 гг. был наместником отца в Польском королевстве. В 1481 г., ссылаясь на обет целомудрия, отказался от брака с дочерью императора Фридриха III. Последние годы жизни, уже больной (вероятно, туберкулезом), Казимир провёл в Вильно (ныне Вильнюс, Литва), помогая отцу в управлении государством. В конце 1483 г. вместе с отцом направился на съезд польской шляхты в Люблин, но из-за плохого самочувствия был вынужден остановиться в Гродно, где скончался. Прах был перевезён в Вильно и захоронен в одной из капелл кафедрального собора св. Станислава. По свидетельствам современников, отличался скромностью, благочестием и заботой о бедных, которых оделял щедрой милостыней. Часто ранним утром приходил к храму и молился перед ещё закрытыми дверями. Особо почитал Пресвятую Деву Марию. С начала XVI в. появились упоминания о посмертных чудесах Казимира. По преданию, в 1518 г. он явился перед литовским войском, которое направлялось к осаждённому русскими войсками Полоцку, и указал брод через Западную Двину. Сведения о чудесах стали поводом для начала канонизационного процесса. Посетивший Вильно в 1520 г. польский нунций Захария Феррери провёл опрос свидетелей, на основе собранных сведений составил Житие Казимира (опубликовано в 1521 г.), а также литургические тексты на день его памяти. По неизвестным причинам собранные материалы не были отправлены в Рим, а остались в Вильно. Папа Римский Лев X (1513–1521 гг.) в 1521 г. издал буллу о канонизации Казимира и вручил её Эразму Цёлеку, епископу Плоцкому, но тот вскоре умер (1522 г.), а булла была утрачена вместе с его архивом. По инициативе польского короля Сигизмунда III Вазы папа Климент VIII (1592–1605 гг.), основываясь на сохранившейся копии буллы 1521 г., подтвердил канонизацию Казимира (7 ноября 1602 г.). В связи с канонизацией было вскрыто захоронение Казимира, его останки, по свидетельству очевидцев, оказались не тронуты тлением. Церемония канонизации состоялась в 1604 г. в виленском кафедральном соборе св. Станислава. В том же году была заложена церковь во имя Казимира при коллегии иезуитов в Вильно (в 1840–1915 гг. – православный кафедральный собор Николая Мирликийского). В 1636 г. мощи Казимира перенесли в специально построенную капеллу собора св. Станислава. В 1613 г. Казимир был провозглашён св. покровителем Литвы, в 1636 г. – Литвы и Польши. В 1948 г. папа Римский Пий XII (1939–1958 гг.) объявил Казимира покровителем литовской молодёжи и литовских эмигрантов в Северной Америке. В 1953 г. останки Казимира были перенесены из кафедрального собора Вильнюса в церковь святых Петра и Павла в городском предместье. В марте 1989 г. мощи были возвращены в кафедральный собор св. Станислава. По традиции в день памяти Казимира (в ближайшие к нему выходные дни) в Вильнюсе (первоначально на Кафедральной пл., с 1901 г. – на Лукишской пл., позднее в нескольких местах города) ежегодно проходили ярмарки, в основном, ремесленных изделий («Казюк»), которые сопровождались карнавальными шествиями.

 
PR-CY.ru