КУРБЕ Гюстав

КУРБЕ Гюстав (1819–1877 гг.) – французский живописец, скульптор и график. Родился в Орнане, близ Безансона. В возрасте двадцати лет приехал в Париж и в течение десятилетия выработал собственную живописную манеру; современники называли его основоположником реализма. Пренебрегая формальной композицией и не обращаясь к далёким от действительности сюжетам, принятым в искусстве романтизма и классицизма, Курбе хотел писать окружающий мир таким, каков он есть на самом деле. Он считал, что живопись должна критиковать и исправлять пороки общества; в этом он следовал воззрениям политика Пьера-Жозефа Прудона (1809–1865 гг.). Художник сочувствовал радикалам, а во время Парижской Коммуны в 1871 г. возглавлял комитет, постановивший снести Вандомскую колонну как символ монархии. Затем, будучи приговорён к тюремному заключению и штрафу в размере 300 тыс. франков, бежал в Швейцарию, где провёл последние годы жизни. Умер в Тур-де-Пельц в Швейцарии. Живопись Гюстава Курбе вызывала заметную политическую оппозицию во Франции, однако во время поездок в Антверпен, Мюнхен и Франкфурт художник мог убедиться, что его картины имеют успех за границей. Поскольку стиль Курбе не претерпевал существенных изменений после 1850 г., его произведения исследователи классифицируют по тематике. На картинах одной группы в реалистической манере изображены представители различных слоёв общества: «Послеобеденный отдых в Орнане» (1849 г., Лилль, Музей изящных искусств), «Похороны в Орнане» (1850 г., Лувр), «Дробильщики камня» (1849 г., не сохранилась, раньше находилась в Картинной галерее Дрездена), «Ателье», которую сам автор называл «Аллегорией реализма» (1855 г., Лувр), «Деревенские барышни» (1851 г.), «Купальщицы» (1853 г., обе – Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Возвращение кюре с приходского совета» (1862 г., была сожжена владельцем из-за её антиклерикального характера). Другую группу составляют портреты, в которых удивительно точно передан характер модели: «Молодой человек с кожаным поясом», или «Автопортрет» (1849 г.), «Человек с трубкой» (1850 г.), «Г-н Брюа» (1854 г., все три – Лувр), «Портрет Бодлера» (1849 г., Монпелье, музей Фабра), «Прудон и его семья» (1865 г., Париж, Пти-Пале), «Обнажённая» (1869 г.). Последняя, самая многочисленная группа картин Курбе, – пейзажи, морские виды и сцены охоты, созданные в период творческой зрелости мастера и хранящиеся в различных коллекциях и музеях. В качестве примеров исследователи приводят полотна «Пирушка на охоте» (1857 г., Бостон, Музей изящных искусств), «Бой оленей» (1859–1861 гг.), «Олень и олениха в лесу» (1866 г.) и «Волна» (1870 г., все три – Париж, Лувр).

 
PR-CY.ru