КИБЕЛА

КИБЕЛА – фригийская богиня – прародительница всего сущего, олицетворение матери-природы, богиня плодородия; объект мистериального культа. Почиталась в Малой Азии, Греции, Риме. Культ Кибелы восходит к неолитическим культурам древней Анатолии (VII–VI тыс. до н.э.). Предшественницей Кибелы считается хурритско-лувийская богиня Кубаба, известная с начала II тыс. до н.э. на территориях от Малой Азии до Северной Сирии; около XV–ХIV вв. до н.э. была включена в пантеон хеттов. Богиня именовалась в зависимости от места поклонения Агдистис, Диндимена, Энио. Центрами её культа были Кизик, гора Сипил, Сарды, Комана в Понте, Катаония (Каппадокия), город Пессинунт (Галатия), где в древнем святилище и находилась, по преданию, упавшая с неба статуя богини. В Троаде, на горе Ида, богиня почиталась как Идейская мать. Великая фригийская богиня, как и её неолитическая предшественница, Матерь (Pammetor), подарившая жизнь на земле богам, людям, животным и растениям, выступала персонификацией женского производящего начала в природе. Фригийцы, ассимилировав древнее анатолийское божество, дополнили культ Кибелы ритуалами в честь Аттиса, бывшего жрецом Кибелы. Ему и Кибеле посвящался отмечавшийся в начале весны праздник, который продолжался несколько дней. Он сопровождался громкой музыкой и был одновременно скорбным и радостным. В других местностях вместо Аттиса почитали Сабация. Богиня была окружена служителями-корибантами, так же называли её жрецов. Экстатический характер культа проявлялся в ритуальном самооскоплении жрецов богини. Кибела ассоциировалась также с загробным миром, ей приписывалась функция охраны могил. Фригийская матерь, как и неолитическая богиня, была владычицей диких зверей; её традиционный символ – львы, сопровождающие божественную покровительницу. В Греции главным местом культа Кибелы был остров Крит, где её называли Пандорой, а также Фригийской матерью, идейской матерью. Кибела была отождествлена с критской матерью Зевса – Реей и называлась «Великой матерью богов». Её спутниками были куреты, смешавшиеся впоследствии с азиатскими корибантами; согласно мифу, Рея передала им своего ребёнка Зевса на сохранение и вскормление. Чтобы Кронос не услышал крика мальчика, спрятанного в гроте Иды, они громко били копьями о щиты. В Фивах Пиндар воздвиг в честь Кибелы храм. Некоторые города, как, например, Афины, называли её своей защитницей, почитали богиню также в Аркадии, Элиде, Спарте. Под влиянием фракийцев в служение азиатской богине вошёл элемент культа Диониса. В Греции оргиастический культ Кибелы был распространён только среди низших классов населения. Как богиня хтонических подземных сил Кибела сближалась с Гекатой. Священным животным Кибелы был лев (львы везут через горы колесницу матери богов, или она едет верхом на льве). Кибелу часто изображали на престоле как матрону и властительницу с короной в виде башни (turrigera), из-под которой по обеим сторонам её трона ниспадало покрывало со львами. Культ Кибелы в Риме официально был утверждён в 204 г. до н.э. Отправление культа было привилегией аристократии и совершалось только в Палатинском храме, большинство населения не участвовало в ритуалах. Главными ритуалами были Мегалесийские игры и патрицианские пиры. В целом почитание фригийской богини не выходило за рамки традиционной римской обрядности, что свидетельствовало о романизации фригийского культа и об авторитете национальной римской религии. Период империи (I–III вв.) стал временем расцвета культа, в дальнейшем положение Кибелы определялось отношением к богине императора. В IV в., во время религиозно-политического противостояния язычества (обновлённого элементами восточных культов и неоплатонизмом), которому следовали древние аристократические фамилии, и христианства, поддерживаемого императорами, культ Кибелы в Римской империи стал обобщённым символом язычества.

 
PR-CY.ru