КОРНИЛИЙ - Страница 2

Этот рассказ совпадает с рассказом из Жития преподобного Евфросина Псковского о священнике Иове Столпе, который после смерти супруги снял с себя сан, женился вторично, затем и в третий раз. Н.И. Серебрянский отметил сходство Послания Корнилия с Житием преподобного Евфросина Псковского в редакции Василия (Варлаама), составленной в 1547 г. Однако сравнение Послания с разными редакциями Жития преподобного Евфросина показало, что рассказ Корнилия о священнике-двоежёнце ближе к «Повести о сугубой аллилуии» – первоначальной редакции Жития преподобного Евфросина, созданной до 1510 г. К началу XVI в. исследователи относят ещё один литературный источник Корнилия – Послание преподобного Максима Грека к Фёдору Ивановичу Карпову о Левиафане (переписка преподобного с Ф.И. Карповым датируется 1518–1525 гг.). Корнилий использует большой фрагмент Послания преподобного Максима Грека, который завершается пояснением, что «Левиафам, сиречь диявол-началник... легка убо умом» Ивана «научи вторую супругу пояти». Использование нескольких литературных источников первой половины XVI в. даёт исследователям основание предположить, что Послание духовному сыну Ивану было написано во второй четверти XVI в., а его автором был, вероятнее всего, снетогорский игумен Корнилий, упоминаемый в записи на Евангелии (Российская государственная библиотека): «Лета 7071-го сентября в 12 день дал сию книгу в дом Рожеству Христову и Пречистыя Успения на Мала в Онуфрееву пустыню снятогорской игумен бывшей Корнилей». Приведённые сведения позволяют исследователям установить время создания Послания: не раньше 1525 г. (послание патриарха Марка посвящено решению Василия III жениться вторично) и не позднее 1562 г., когда Корнилий уже не был насельником Снетогорского монастыря. Исследователи отмечают, что Корнилий хорошо знал полемическую литературу своего времени, среди его источников были редкие произведения, сохранившиеся в небольшом количестве списков («Повесть о сугубой аллилуии» известна в единственном списке – Российская государственная библиотека). Послание Корнилия исследователи не часто встречают в рукописях: Российская государственная библиотека, XVII в.; Российская национальная библиотека, XVII в.; Российский государственный исторический архив, XVII в.



 
PR-CY.ru