КРИТОВУЛ Михаил

КРИТОВУЛ Михаил (1400/1410 – после 1468 гг.) – византийский историк, идеолог проосманского направления греческой исторической мысли. Михаил Критовул происходил из знатной семьи. Исследователи полагают, что его настоящий патроним был Критопул, а форма «Критовул» была авторским аттикизирующим псевдонимом. Наиболее раннее упоминание Михаила Критовула исследователи относят к 1444 г., когда с ним встречался итальянский гуманист Кириак из Анконы. Он описывал Михаила Критовула как «знатного учёного мужа» и «близкого друга» Геннадия Схолария. Основанные на сообщениях Кириака из Анконы предположения, что вторым именем Михаила Критовула было Ермодор (Гермодор), ставятся исследователями под сомнение. Об образовании Михаила Критовула исследователям ничего не известно; судя по тексту «Истории», исследователи сделали вывод, что его отличали глубокие познания в медицине. Летом 1453 г. Михаил Критовул сыграл важную роль в посольстве знати острова Имброс к османскому адмиралу Хамза-бею, а затем (при посредничестве последнего) – в переговорах с султаном Мехмедом II. Благодаря переговорам Михаила Критовула удалось предотвратить разграбление островов Имброс, Фасос и Лемнос турецким флотом. Сначала они были переданы в управление генуэзскому семейству Гаттилузи, правителям города Энос (ныне Энез, Турция) и острова Лесбос, однако зимой 1455/1456 гг. турецкий флот высадился на Имбросе, Дорино Гаттилузи изгнали, а гражданским и военным наместником острова был назначен Михаил Критовул. В 1457 г. Михаилу Критовулу удалось путём дипломатии уберечь Имброс от разорения итальянским флотом, посланным папой Римским Каллистом III (1455–1458 гг.) для восстановления влияния в регионе. В 1458–1460 гг. Михаил Критовул стал ключевой фигурой в заговоре протурецки настроенных динатов Лемноса, желавших освободить его от итальянского влияния и передать в управление правителю Пелопоннеса Димитрию Палеологу в качестве наместника султана. После захвата Имброса венецианцами летом 1466 г. Михаил Критовул был вынужден бежать в Константинополь. К 1468 г. исследователи относят письмо Георгия Амируци Михаилу Критовулу, посвящённое обсуждению книги «О Промысле» Мидийского митрополита Феофана (Феодора Агаллиана). По мнению исследователей, это послание указывает на принадлежность Михаила Критовула к кругу интеллектуалов, близких к Геннадию Схоларию. Утверждения историков XIX в., что Михаил Критовул был секретарём султана, а к концу жизни принял монашеский постриг, не находят подтверждений. Центральное произведение Михаила Критовула («История») сохранилось в единственной рукописи. Это – автограф Михаила Критовула, созданный в 1465–1467 гг. и содержащий множество авторских исправлений. Помимо «Истории» кодекс включает послание-посвящение султану Мехмеду II («величайшему самодержцу»).

 



 
PR-CY.ru