КОНОН

КОНОН (ум. около 555 г.) – преподобный Палестинский (память в Греческой церкви 19 февраля). В «Луге духовном» содержится рассказ о Кононе, записанный Иоанном Мосхом со слов старца из лавры преподобного Саввы Освященного. Конон жил в VI в., происходил из Киликии и подвизался в монастыре Пентукла, расположенном между Иерихоном и Иорданом. Был назначен пресвитером, помогавшим при крещении. Впоследствии, поскольку Конон отличался добродетелью, ему поручили самому совершать таинство. Всякий раз, когда надо было при крещении помазывать елеем женщину, он приходил в смущение и потому решил уйти из монастыря. Тогда ему явился Иоанн Предтеча, повелел быть твёрдым и обещал избавить от плотской брани. Однажды к Конону пришла креститься юная и красивая персиянка, которую он не дерзнул помазать елеем. Персиянка ждала два дня. Узнав об этом, Иерусалимский патриарх Пётр (вторая четверть VI в.) хотел назначить в этот монастырь диакониссу для крещения женщин, но этого «не дозволял закон». Тем временем Конон взял свою мантию и покинул монастырь, но, как только он взошёл на близлежащий холм, его встретил Иоанн Предтеча и кротко посоветовал вернуться в обитель, вновь пообещав, что поможет справиться с искушением. Конон отказался, с гневом сказав, что святой Иоанн уже много раз говорил ему это, но не сдержал слово. Тогда святой снял с Конона одежды и трижды осенил его крестным знамением, объявив, что избавляет его от брани, но вместе с тем лишает и награды за подвиг, который тот не захотел понести. Следующим утром Конон помазал и крестил персиянку. После этого он в течение 12 лет (согласно «Синаксаристу» преподобного Никодима Святогорца – 20 лет) совершал таинство и достиг такого бесстрастия, что вовсе не различал, женщина перед ним или мужчина. Конон скончался в мире около 555 г. В главе 15 «Луга духовного» рассказывается о Кононе, игумене монастыря Пентукла, который однажды во время путешествия встретил евреев. Те бросились на него с мечами, но внезапно их руки словно окаменели. Игумен помолился о евреях, и они ушли исцелёнными, благодаря Бога. Исследователи полагают, что на основе данной главы в «Новом Синаксаристе Православной Церкви» иеромонаха Макария Симонопетрита сообщается, что Конон последние восемь лет жизни был игуменом Пентуклийского монастыря. Однако в комментариях к русскому переводу «Луга духовного» отмечается, что речь идёт о двух одноимённых подвижниках. В византийских Синаксарях память Конона отсутствует. Она обозначена под 19 февраля в греческой печатной Минее 1596 г. и под этой датой вошла в календарь Элладской православной церкви. Архиепископ Сергий (Спасский) предположил, что память, отмеченная в некоторых поздних греческих Синаксарях (один из которых XIV в.) под 28 июля, может относиться либо к этому Конону, либо к другому Конону, о котором рассказывается в главе 22 «Луга духовного». Этот Конон был также из Киликии и 35 лет подвизался в монастыре преподобного Феодосия, вкушая хлеб с водой раз в неделю и никогда не пропуская церковных служб. В современном календаре Русской православной церкви память Конона отсутствует.

 
PR-CY.ru