КОНСТАНТИН РОДОССКИЙ

КОНСТАНТИН РОДОССКИЙ, Родий  (между 870 и 880 гг. – после 944 г.) – византийский поэт. Биография Константина Родосского известна исследователям фрагментарно. Предположительно он учился в Константинополе в школе при Новой Церкви. Согласно «Хронике» Симеона Логофета, в 908 г. некий «Родосец» исполнял функции секретаря при евнухе Самоне, имевшем большое влияние при дворе императора Льва VI Мудрого, и составил памфлет против другого фаворита императора, по имени Константин. Согласно «Продолжателю» Феофана, некий «Константин Родосец», будучи «императорским клириком», участвовал в 927 г. в мирных переговорах с болгарами, однако с достоверностью отождествить эти фигуры с Константином Родосским исследователи не могут. О придворной карьере Константина Родосского исследователи судят, исходя из его сочинений: ему принадлежит едкая стихотворная сатира против магистра Льва Хиросфакта и ямбическая пикировка с евнухом Феодором Пафлагоном. А. Камерон идентифицировал Константина Родосского как заказчика, одного из переписчиков и корректора Палатинской антологии, важнейшего собрания классицизирующих позднеантичных и византийских эпиграмм, созданного вскоре после 944 г. Самому Константину Родосскому принадлежат три эпиграммы из Парижской части рукописи Палатинской антологии (посвятительные эпиграммы, созданные по случаю принесения Константином Родосским в дар храму Пресвятой Богородицы в Линдосе распятия, которое, как полагают исследователи, предназначалась для мозаики с изображением Пресвятой Богородицы в этом же храме). Центральное сочинение Константина Родосского – поэтическое описание Константинополя и церкви святых Апостолов (исследователи считают его важным источником по истории византийской архитектуры и монументального искусства). Поэма из 981 ямба дошла в единственной рукописи XV в. Время создания поэмы является предметом научной полемики (исследователи предлагают датировки от 913 до 944 гг.), наиболее убедительные гипотезы предполагают существование нескольких редакций текста, созданных в разное время. Многочисленные повторы, наличие нескольких вступлений, а также противоречивость текста (например, невыполненное обещание описать храм Святой Софии) обнаруживают попытку (не всегда успешную) соединения двух или более самостоятельных произведений (о памятниках Константинополя, о церкви святых Апостолов, а также, возможно, о церкви Святой Софии) в один текст, который имеет следующую структуру: посвящение императору Константину VII Багрянородному с именем автора в акростихе; описание семи чудес Константинополя (конная статуя Юстиниана на Августеоне, порфировая колонна Константина I Великого и здание сената на форуме Константина, статуя с крестом на Филадельфионе, Анемодулий, статуя Феодосия на форуме Быка и колонна Аркадия на Ксиролофе); риторический переход к описанию храмов; второе обращение к Константину VII; вступление к рассказу о храме святых Апостолов; стихотворный подзаголовок; изложение истории постройки, описание архитектуры и декорации храма святых Апостолов. По мнению П. Шпека, объединение частей произведения произошло после смерти Константина Родосского. Согласно Марку Лаукстерманну, ранняя редакция поэмы о храме святых Апостолов вместе с энкомием императору была представлена юному Константину VII в 913–919 гг. Между 931 и 944 гг. Константин Родосский начал работу над объединённой редакцией, но не завершил её, что привело к появлению неразрешимых противоречий в тексте. Исследователи полагают, что к числу несохранившихся произведений Константина Родосского, входивших в то же досье, относилось также сочинение о семи чудесах света, которое наряду с поэмой о памятниках Константинополя использовал на рубеже XI и XII вв. историк Георгий Кедрин.

 
PR-CY.ru