КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 81

В 1940–1950 гг. из-за плохой сохранности иконы были списаны, перечень икон отсутствует. По мнению исследователей, их судьбу разделила и Казанская Каргопольская икона Божьей Матери. Рама от неё оставалась в киоте у столба собора Рождества Христова, её фотографировали в 1979 г. (Каргопольский историко-архитектурный музей-заповедник). Сохранилась фотография Казанской Каргопольской иконы Божьей Матери начала XX в. с надписью под ней: «Казанская Каргопольская» (Санкт-Петербургский филиал архива РАН). Икона под потемневшей олифой и прописями, на полях и нимбах видны отверстия от гвоздей оклада. По пропорциям доски, общей композиции, типу лика Божьей Матери, с тонким носом и большими глазами, образ мог относиться, по мнению исследователей, к XVII в. Исследователи отмечают, что иконография восходит к ранним спискам Казанской Каргопольской иконы Божьей Матери. Выразительный лик Богородицы не создаёт впечатления «среднего» по художественному уровню исполнения. Казанская Каргопольская икона Божьей Матери в белой жемчужной ризе, которая запоминалась приходящим в собор, в раме и киоте у северо-восточного столба Христорождественского собора видна на фотографии 1890 гг., сделанной для альбома «Каргополь. 1898 г.» к приезду великого князя Владимира Александровича (Каргопольский историко-архитектурный музей-заповедник). Рама с 23 клеймами Акафиста Божьей Матери от Казанской Каргопольской иконы Божьей Матери 1770 гг. (Каргопольский историко-архитектурный музей-заповедник). Рама 1770 гг. с клеймами Акафиста Пресвятой Богородице (118×85 см; Каргопольский историко-архитектурный музей-заповедник) раскрыта во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря в 2005–2008 гг. (реставраторы Галина Владимировна Цируль, Сергей Николаевич Добрынин). Под средником, где находилась Казанская Каргопольская икона Божьей Матери, помещён кондак Казанской иконе Божьей Матери «Притецем людие…», над средником в картуше – заключительный, 13-й кондак Акафиста Пресвятой Богородице – «О, Всепетая Мати…». В навершии рамы на облачном фоне изображено «Коронование Богородицы» с предстоящими ангелами, по сторонам – святые.

 



 
PR-CY.ru