КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 11

В 2004 г. в Россию была возвращена почитаемая Казанская икона, так называемый Ватиканский список, получивший название по последнему месту нахождения – в личных покоях папы Римского Иоанна Павла II (1978–2005 гг.). Икона относится к первой половине – середине XVIII в., она украшена драгоценным окладом рубежа XVIII и XIX вв. После революции 1917 г. икона попала за рубеж. В 1950 г. в Англии её приобрёл для своей коллекции в замке Фарли Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес (1882–1959 гг.). После консультации эксперта по византийскому искусству в Музее Виктории и Альберта в Лондоне Сирила Банта, который датировал икону XVI в., Ф.А. Митчелл-Хеджес считал икону образом, явленным в Казани. В 1950 гг. он предлагал купить икону Иоанну (Шаховскому), архиепископу Сан-Францисскому (Русская православная церковь за границей), за «символическую» сумму – 92 тыс. фунтов стерлингов, но архиепископ Иоанн (Шаховской) был не в состоянии принять это предложение. В 1962–1963 гг. икона хранилась в Сан-Франциско в специальном сейфе банка. По экспертизе Франка Дорланда икона считалась древней (до середины XV в.), камни и алмазы на окладе были признаны подлинными. В США было распространено мнение, которого придерживался и архиепископ Иоанн (Шаховской), что это явленная в 1579 г. в Казани икона. В 1964 г. икона как духовное достояние православных России и США выставлялась на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Образ был помещён в павильоне-часовне, выстроенной по модели первого православного храма в Америке – храма начала XIX в. в Форт-Росс в Калифорнии. Перед иконой молилось множество христиан. В США был создан комитет по сбору средств для постройки православного храма, куда была бы помещена икона, но это сделать не удалось. В одном из писем архиепископ Иоанн (Шаховской) писал, что наследники Ф.А. Митчелла предлагали ему собрать деньги, написав сценарий фильма для Голливуда, в котором была бы изложена история иконы и его собственная судьба. Существовал также проект поездки с иконой в Россию с экуменической миссией. Но эти предложения были отклонены архиепископом Иоанном (Шаховским). Оставался единственно возможный путь – поддержать предложение католической организации «Небесная (Голубая) Армия» («Blue Army»), деятельность которой была связана с фатимскими явлениями Девы Марии: икону покупает католическая организация, помещает её в Фатиме (Португалия), где она будет почитаться как святыня, но распоряжается ею временно, до тех пор пока не наступит подходящий момент для передачи иконы РПЦ, которой она принадлежит. Через некоторое время «Blue Army» купила икону, и образ был помещён для поклонения верующих в католическом храме в Фатиме, где из-за драгоценности ризы ошибочно считали, что это икона из Казанского собора Санкт-Петербурга. В 1993 г. при посредстве архиепископа Ньюарка монсеньора Теодора Эдгара Мак-Каррика «Blue Army» передала икону в согласии со всеми юридическими нормами папе Римскому Иоанну Павлу II в его полное распоряжение. По мнению исследователей древнерусского искусства в России и за рубежом, которые задавались вопросом о датировке иконы, она не считалась той иконой, которая была обретена в 1579 г. в Казани. Этой точки зрения придерживался, например, Леонид Александрович Успенский (1902–1987 гг.). На основании отличия размера иконы (31,5×26,1 см без оклада) от размера Явленной Казанской иконы и данных об отсутствии записей было высказано предположение о её принадлежности к первой половине – середине XVIII в. В 2003 г. комиссия, состоящая из делегаций России и Ватикана, осмотрела икону в Ватикане, признав её списком первой половины XVIII в. (российскую сторону представляли Павел Владьевич Хорошилов, Лев Исаакович Лифшиц, Сергей Леонидович Кравец, Г.В. Попов, Дмитрий Хафизов; ватиканскую комиссию, состоявшую также из пяти человек, возглавил архиепископ Франческо Маркизано, председатель папской комиссии по культурным ценностям церкви). Таким образом, икона перестала играть роль политического аргумента в вопросе о встрече в церковных верхах. В 2004 г. она была возвращена на родину и передана патриарху Алексию II (Ридигеру). 28 августа 2004 г., в день празднования Успения Божьей Матери, икона в драгоценном окладе была принесена в Успенский собор Московского Кремля. В 2005 г. она была передана патриархом Алексием II (Ридигером) в Казань, в казанский Богородицкий монастырь, где начались восстановительные работы. Ныне икона находится в Крестовоздвиженском храме монастыря в киоте справа от иконостаса. Она пользуется большим почитанием, к ней приезжают на поклонение верующие из разных стран.

 



 
PR-CY.ru