КОКТО Жан Морис Эжен Клеман

КОКТО Жан Морис Эжен Клеман (1889–1963 гг.) – французский писатель, поэт, драматург, художник, сценарист и кинорежиссёр; одна из крупнейших фигур французской культуры XX в. Родился в Мэзон-Лаффит, Франция. Сын адвоката и художника-любителя, покончившего с собой, когда сыну было девять лет. Дед Жана Кокто, воспитывавший его, устраивал у себя дома любительские концерты, был меломаном и коллекционером, в том числе музыкальных инструментов. В семейной коллекции были картины Жана Огуста Доминика Энгра, Фердинанда Виктора Эжена Делакруа, греческие статуи. Своим воспитанием и образованием, как считал Жан Кокто, он был обязан своему деду. Учился в одном из лучших лицеев Парижа – лицее Кондорсе. В 1910–1920 гг. сформировался как поэт, отдал дань дадаизму в сборнике «Стихи» и сюрреализму в сборнике поэзии «Опера». Стал особенно известен как художник-график, был привержен кубизму. Художественное восприятие и мышление Жана Кокто формировалось под влиянием эстетики, взглядов и сотрудничества с Эриком Сати, а также русского балета Сергея Павловича Дягилева, музыки Игоря Стравинского, художественных работ Пабло Руиса-и-Пикассо и поэзии Гийома Аполлинера. С середины 1910 гг. вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, С.П. Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с Андре Бретоном). Позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф. Жан Кокто послужил для Марселя Пруста прототипом денди Октава в цикле романов «В поисках утраченного времени». К концу повествования с Октавом произошло неожиданное преображение: он «выступил со скетчами, для которых сам выполнил эскизы декораций и костюмов к скетчам; костюмы и декорации произвели в современном искусстве революцию, во всяком случае не менее грандиозную, чем та, какую произвёл русский балет». Когда Марсель Пруст пожаловался Жану Кокто на госпожу де Шевинье, узнавшую себя в романе и отказавшуюся его читать, тот заметил ему, что «Фабр написал книгу о насекомых, но не требовал от них, чтобы они читали её!» В 1914 г. призван на фронт Первой мировой войны, служил санитаром, был демобилизован по состоянию здоровья. Роль Жана Кокто в годы Второй мировой войны вызывает у исследователей споры, бойцы Сопротивления обвиняли его в коллаборационизме. С самого начала оккупации публиковался в «Пучке» («La Gerbe») – «политическом и литературном еженедельнике», руководителем которого был Альфонс ван Бреденбек де Шатобриан. Журнал провозглашал идею арийской, свободной от большевизма Европы. Поддерживал дружеские отношения с ведущими пропагандистами нацистской эпохи Арно Брекером и Лени Рифеншталь. Годы оккупации оказались весьма продуктивными в плане творчества: в парижских театрах были поставлены пять его новых пьес. Дневниковые записи отражают пацифистские настроения Жана Кокто. Тем не менее, ему удалось избежать порицания после освобождения Франции, хотя он никогда не каялся в своих симпатиях к немцам, в частности, продолжал дружить с Арно Брекером и Лени Рифеншталь. В 1949 г. был награждён орденом Почётного легиона. В 1950–19600 гг. последовательно отстаивал право человека на отказ от военной службы по убеждениям совести, в частности, выступал в защиту Анри Мартена. Умер у себя дома от инфаркта миокарда: его больное сердце не выдержало известий о смерти Эдит Пиаф. В 1932–1934 гг. жил с русской актрисой княжной Натальей Павловной Палей (пара рассталась после того, как Н.П. Палей потеряла ребёнка от Жана Кокто).

 



 
PR-CY.ru