КОТЕЛЬНИКОВ Евлампий Никифорович - Страница 2

«Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению Духа Христова» (вышла в 1820 г. в Петербурге и названа переводом с французского). Книга была издана с большим тщанием: с виньеткой, рисованной знаменитым библиофилом графом Фёдором Андреевичем Толстым и гравированной Николаем Ивановичем Уткиным; по распоряжению обер-прокурора Святейшего синода князя Александра Николаевича Голицына была даже разослана во все семинарии и духовные академии. Между тем Е.Н. Котельников решил основать особое общество, в котором бы он мог распространять свои идеи. Впрочем, его немногочисленные последователи приняли название духоносцев. Они постом, молитвой и бдением стремились достигнут обладания чрезывайными дарами Святого Духа, проповедовали, что только они одни имеют в себе Духа Святого, что они посланы от Бога, и что в их лице являются древние пророки; богослужение у них совершали и мужчины, и женщины. Доходя до состояния экстаза, духоносцы чувствовали себя способными творить чудеса, угадывали чужие мысли, видели картины ада и рая, считали себя достигшими высшего совершенства. В это время Е.Н. Котельников написал и вторую свою книгу под названием «Начатки с Богом острого серпа в золотом венце». Но в это время на него уже шли доносы в Петербург и в 1824 г. он был туда затребован. Е.Н. Котельников утверждал, что главным противником его является Фотий, и что вместе с ним действуют Никита Михайлович Муравьев, граф Алексей Андреевич Аракчеев и митрополит Серафим; он утверждал, что ему и его последователям многие заблуждения приписываются совершенно неосновательно. Как бы то ни было, но в 1824 г. его вторая книга была признана еретической, вместе с тем была запрещена и первая, и сам Е.Н. Котельников должен был дать подписку, что отрекается от своих заблуждений и обязуется их не распространять. После этого он был отправлен обратно на родину, причём А.А. Аракчеев писал наказному атаману Иловайскому, чтобы он наблюдал, «дабы не было ему (Котельникову) оказываемо посмеяния или какого-либо притеснения». Но после возвращения из Петербурга Е.Н. Котельников снова начал проповедовать своё учение. Тогда его с дочерью взяли в Новгородский Юрьев монастырь, а оттуда перевели в Шлиссельбургскую крепость. Дочь была через несколько месяцев освобождена, а Е.Н. Котельников сослан в заточение в Соловецкий монастырь. Здесь он постригся в монахи и жил до конца жизни, хотя при Николае I Павловиче был прощён и освобождён.



 
PR-CY.ru