КОНСТАНЦИЙ I ХЛОР - Страница 4

В нём говорится, что после смерти Констанция I Хлора «храмы богов были открыты перед ним, и сам Юпитер протянул ему свою десницу». Эта фраза также может оцениваться лишь как риторический оборот, но одновременно она указывает на то, что Констанций I Хлор сохранял вполне традиционные политеистические убеждения. Таким образом, крайний дефицит источников не позволяет исследователям уверенно утверждать, что особая связь Констанция I Хлора с культом Sol Invictus существовала, хотя и отрицать её полностью также невозможно. Сведения о дочери Констанция I Хлора Анастасии также не позволяют исследователям делать надёжных выводов о религиозных взглядах в императорской семье. Исследователям известно, что такое имя в эту эпоху использовалось в среде иудеев и христиан. Таким образом, это означает, что в семье Констанция I Хлора присутствовали некие важные персоны, симпатизировавшие христианам или иудеям, но кто именно – определить исследователям не удаётся. Исследователи полагают, что имя отражает влияние на Констанция I Хлора его второй жены Феодоры. Однако отсутствие других сведений, кроме упоминания имени Анастасии, не позволяет исследователям сказать об этих обстоятельствах что-то более конкретное. Исследование М.Д. Смитом изображений богов на монетах Констанция I Хлора показывает, что император довольно строго придерживался официальной формы религиозного культа, которая была установлена в тетрархии Диоклетиана. Будучи цезарем, Констанций I Хлор выпускал монеты преимущественно с изображениями и надписями в честь Геркулеса (таких монет Констанция I Хлора больше половины от общей суммы), что отражало положение Констанция I Хлора как соправителя Максимиана Геркулия. Вместе с тем от имени Констанция I Хлора издавались монеты с изображениями Юпитера, Марса и Sol Invictus. После возвышения Констанция I Хлора до сана августа он прекратил выпускать монеты с Sol Invictus и Марсом, но продолжал чеканить монеты с Юпитером и особенно часто с Геркулесом. Надписи на них также были обычными для всех тетрархов и большинства других императоров III – начала IV вв. и гласили: «Iovi Conservatori» и «Herculii Conservatori» (Иовию (т.е. Юпитеру) либо Геркулесу хранителю). Таким образом, нумизматические данные отражают официальную религиозную политику Констанция I Хлора в рамках тетрархии и указывают на её консерватизм, стремление следовать утверждённому культу Юпитера как традиционного верховного божества и Геркулеса как важнейшего «младшего бога» и не выделяться на фоне других императоров-соправителей. Монеты не подтверждают предположения ряда исследователей о некоем особом отношении Констанция I Хлора к почитанию Sol Invictus или о его монотеизме. Впрочем, эти данные говорят лишь о поведении Констанция I Хлора в публичной сфере и также не могут дать исследователям каких-либо сведений о частных религиозных взглядах императора.



 
PR-CY.ru