КОНСТАНТИН СИНАДСКИЙ - Страница 3

Сестра Льва Анна решила устроить испытание отшельникам, подвизавшимся на Олимпе. Она написала письмо, запечатала и вручила конверт посланцу с тем, чтобы он обошёл всех старцев и нашёл бы среди них того, кто расскажет о содержании письма, не вскрывая его. Из всех монахов решить задачу Анны смог только Константин Синадский, после чего стал известен и почитаем при дворе. Константин Синадский предвидел свою кончину за восемь лет и перед наступлением смертного часа рассказал о том, что скоро умрёт, монаху Симеону, с которым дружил. Симеон немедленно отправился в келью Константина Синадского, чтобы молиться с ним до конца. Туда же пришёл и ещё один инок, который услышал, что Константин Синадский готовится к смерти. Этот монах просил Константина Синадского помолиться, чтобы Бог призвал его вместе с ним. Константин Синадский ответил, что если Господь удостоит его блаженной участи, то инок по его молитвам умрёт, а если не удостоит, то останется жить. После литургии на праздник Рождества Христова Константин Синадский ушёл в келью и скончался под пение братии «Господи, помилуй». Келья наполнилась благоуханием, и инок, желавший сподобиться совместной с ним кончины, умер. Из гробницы святого истекало целебное миро. Житие Константина Синадского исследователи относят к периоду расцвета византийской агиографии, который начался в первые годы IX в. По мнению исследователей, тексты этого времени отличаются живым языком, оригинальным подходом к содержанию и достоверной передачей духа времени; все эти характеристики в полной мере представлены в Житии Константина Синадского. Исследователи полагают. что автор был его современником, но лично святого не знал. Издатель текста Ипполит Делеэ полагал, что Житие основано не на письменных источниках, а на устном предании и было написано в Константинополе. Однако Дмитрий Евгеньевич Афиногенов, сделавший русский перевод текста, отмечает, что автор Жития, в котором неоднократно упоминается монастырь Иоакинфа на Олимпе и восхваляется город Никея, мог иметь к этим местам непосредственное отношение и написать Житие там. Наряду с двумя Житиями преподобного Иоанникия Великого Житие Константина Синадского исследователи считают уникальным источником по истории иноческой общности на Олимпе Вифинском. Русский паломник Антоний Новгородец (1200 г.) сообщает о нетленных мощах некоего святого, названного им Константин Чернец, которые лежат в церкви у монастыря Пантократора в Константинополе. В другом месте Антоний рассказывает о церкви святого Николая в Испигасе, близ которой жил Константин Чернец, после его смерти в Константинополе был построен посвящённый ему монастырь. Исследователи полагают, что об этом монастыре или о церкви святого Константина говорит паломник XIV в. Стефан Новгородец, сообщая о находящихся там мощах священномученика Климента, епископа Анкирского. Иногда исследователи отождествляют Константина Чернеца с Константином Синадским и соответственно монастырь святого Константина считают монастырём, посвящённым Константину Синадскому. По сведениям Антония, Константин Чернец действительно происходил из иудеев, но был крещён преподобномучеником Стефаном Новым (ум. в 764 г.), т.е. жил на сто лет раньше Константина Синадского.



 
PR-CY.ru