КОНРАД ВИЦ - Страница 3

Однако, несмотря на примитивизм отдельных мотивов, общее поражает здесь исследователей грандиозностью замысла и убедительностью в большей степени, нежели позднейшая картина Дирика Боутса. Всё здесь расступилось, раздвинулось, ушло вширь и вглубь, чтобы передать впечатление полноводной, глубокой реки, по которой только и ходить великану – Христофору. Фон расплывается в сильном свете (ночи, требуемой по легенде, Конрад Виц не сумел или не решился изобразить), и далёкие берега стушеваны за пеленой атмосферы. Поразительно, по мнению исследователей. передана вода; Дирик Боутс прибег к более узорчатому приёму мелких, чередующихся, как бы вскипающих волн. У Конрада Вица взят более простой и, следовательно, более трудный мотив – спокойной, гладкой поверхности, по которой расходятся широкие плавные круги, производимые шагами Христофора. Этот приём лучше выражает глубину реки, её величавое, стихийное спокойствие, и страшной представляется опасность, угрожающая святому под непосильной тяжестью чудесного Младенца. «Спокойная красота воды» в картине «Хождение по водам» составляет главную прелесть знаменитого произведения Конрада Вица в Женеве. Здесь тоже чувствуется глубина, опасность в неё погрузиться, захлебнуться в холодной тьме, и вследствие этого тем более чудесно шествование Бога в образе человеческом по зыбкой зеркальной поверхности. Но, кроме того, женевская картина – одна из первых панорамных «ведут» истории искусства. Можно узнать место, откуда писал Конрад Виц свой этюд для этой картины – это берег между Женевой и деревушкой Преньи на Areal des Paquis. Мы видим противоположный берег озера: возделанные поля, свайные постройки, небольшие деревушки, замки, плоские холмы, торчащую гору и, наконец, почти сливающуюся с фоном сверкающую снежную цепь. Поражает и смелость, «современность» всей композиции. Ничего нет подстроенного, приукрашенного. «Вырезок натуры» передан с полной простотой, с полной непосредственностью, лишь несколько сдвинуты холмы. Придётся ждать больше пятидесяти лет, пока снова в живописи не появятся подобные же «вырезки» – в альбоме Альбрехта Дюрера, но и этот великий и мужественный художник не решится ни разу «допустить» в картину альбомный этюд, сделанный им прямо с натуры. Исходя из чисто пластической концепции, художник создаёт живописные творения настолько яркие по  языку, что заставляют исследователей признать его как одного из  лучших  художников  своего времени.  Творчество Вица открывает эпоху нового реализма. Он хорошо знал возможности светотени и тщательно прорабатывал даже мельчайшие детали.



 
PR-CY.ru