КАРЕЛ ВАН МАНДЕР

КАРЕЛ ВАН МАНДЕР (1548–1606 гг.) – известный нидерландский живописец, создатель исторических и религиозных композиций, жанровых и декоративных картин в духе маньерuзма; писатель и теоретик искусства; автор обширного труда «Книга о художниках» (1604 г.), историко-географических сочинений «Новый свет, и Описание Вест-Индии» и «Основание, разрушение и вторичное возрождение Амстердама», пьес и текстов духовных песнопений, переводов произведений античной литературы. Карела ван Мандера часто называли «северным Вазари». Этого почётного титула он был удостоен за «Книгу о художниках» (впервые издана в 1604 г. в Алкмаре) – шеститомный труд, который Карел ван Мандер писал в течение двадцати лет и который стал главным делом его жизни. Это произведение до сих пор считается одним из важнейших источников при изучении истории культуры Нидерландов XV–XVI вв. В Кареле ван Мандере соединилось несколько дарований: живописца, поэта, учёного и переводчика. Но наибольший авторитет у современников он завоевал своей начитанностью, эрудицией в области теории искусства и литературы. Анонимный биограф Карела ван Мандера (исследователи предполагают, что им был его младший брат Адам) утверждал: « ...Немного было среди голландских художников равных по разносторонности познаний и образования». Что же касается его собственного творчества, то оно не отличалось особой оригинальностью, ни глубиной и, скорее, было частью общего потока художественной жизни Нидерландов второй половины XVI в. Родился будущий художник в деревне Мёлеебеке, расположенной между городами Куртре и Брюгге, происходил из старинного дворянского рода, и многие его предки ещё в XIII в. занимали в стране высокие духовные должности. Отец его, Корнелис ван Мандер, был старшиной и сборщиком податей в деревне Розенбеке, а также гражданином и областным советником города Куртре, слыл человеком почтенным и состоятельным: имел собственный дом, земли и хутора, которые сдавал в аренду, владел ленными поместьями в Брюгге, полученными в приданое за своей женой Иоганной ван дер Беке. От этого брака у него были три сына и дочь. Карел (второй ребёнок в семье) с детских лет выделялся среди сверстников умом, живостью характера, восприимчивостью и особой изобретательностью по части проказ. Однажды, когда служанки выбелили дом, он нарисовал на едва просохших стенах углём и разноцветной охрой карикатурные портреты их возлюбленных, да ещё и подписал имена. Девушки пожаловались хозяину – так Корнелис ван Мандер узнал о живописном таланте сына. А вскоре у Карела появилось ещё одно увлечение – сочинение стихов. Теперь забавные рисунки, которые он делал в школе на бумаге, а дома – по-прежнему на стенах, неизменно сопровождались весёлыми куплетами.

 



 
PR-CY.ru