КОМУЛЕЙ, Комулович Александр

КОМУЛЕЙ, Комулович Александр (1548 г.  – начало XVII в.)  – моненский аббат (Allessandro di Comolo, arciprete di S. Geronimo), ревностный католический миссионер на православном Востоке, горячий проповедник антиоттоманской лиги, далматинец из города Спалато (Сплит). Комулей вместе с иезуитом Раджие объездил в 1584–1587 гг. Балканский полуостров. Здесь он всюду старался насадить католичество, везде протестовал против мусульманского ига и владычества над христианскими народами и пытался вербовать членов антиоттоманской лиги. Как знавший славянские языки в 1594 г. отправился к Трансильванскому князю и к молдавскому воеводе поднимать их против турок. Существенных результатов его миссия не имела. В Польше Комулею удалось организовать шеститысячный отряд казаков, но их поход кончился ничем. Из Польши Комулей направился, в звании папского легата, в Москву (апрель 1595 г.). На царя Фёдора Ивановича рассчитывали подействовать, выставляя на вид славу и пользу, какую Россия извлечёт из борьбы с турками в союзе с цезарем, лёгкость предприятия и ожидание угнетённых единоверцев России. Наказ, данный Комулею, прямо не затрагивал вопроса о единении церквей, но рекомендовал выставить на вид внимание, оказанное папам предшественниками царя; указать на неприличие в делах веры подчиняться Константинопольскому патриарху, который стоит в зависимости от врага имени Христова; на то, что титулы всегда раздавались папами и пр. Исследователи отмечают, что наказ (в главных чертах) напоминает данный раньше папскому легату Антонио Поссевину. Известий о пребывании Комулея в Москве в апреле-мае 1595 г. и его переговорах не сохранилось. Исследователи не сомневаются, что его миссия успеха не имела; на папскую грамоту (22 января 1594 г.) даже не ответили. Пробыв в Вильно, где Комулей энергично управлял виленской епархией два года, в мае 1597 г. он снова явился в Москву как посол папы Римского Климента VIII (он был избран потому, что мог объясняться с русскими без помощи переводчика). Комулей предлагал царю начать борьбу с турками, указывая, между прочим, на неудобство в делах веры и церкви подчиняться Константинопольскому патриарху, если тот находится во власти султана (вопрос о «соединении церквей» при этом не поднимался). Приём был холодный. В промежуток двух приездов Комулея состоялась Брестская уния, и в глазах русского правительства она не могла вызвать доверия к Риму. Поэтому царская грамота в ответ на папскую оказалась хуже ожиданий Римской курии. В 1599 г. Комулей вступил в иезуитский Орден и последние годы жизни посвятил распространению католичества среди славян Адриатического побережья. Рагуза стала центром его деятельности; здесь он и умер в начале XVII в.

 
PR-CY.ru