КОЛОМАН

КОЛОМАН (ум. в 1012 г.) – святой (память в Западной церкви 17 июля), австрийский национальный патрон, из шотландского княжеского рода. Самое подробное повествование о Коломане содержится в его Житии (издано в 1881–1882 гг.), составленном Эрхенфридом, аббатом монастыря Мельк (1122–1163 гг.). О мученической смерти святого упоминается в «Хронике» Титмара Мерзебургского, а также в «Мелькских анналах», «Адмонтских анналах», «Цветленских анналах» и в «Анналах» монастыря святого Николая в Пассау. В большинстве анналов гибель Коломане датирована 1012 г., но Титмар Мерзебургский сообщает о ней под 1018 г. По мнению большинства исследователей, верной является первая датировка. В Житии сообщается, что Коломан происходил из Ирландии; другие сведения о его жизни отсутствуют. Исследователи встречают предположение, что Коломан был сыном ирландского верховного правителя Маэл Сехналла II (ум. в 1022 г.) (эта гипотеза была выдвинута в XVI в.). С несколькими спутниками Коломан отправился в паломничество на Святую землю. Его путь пролегал через саксонскую Восточную марку Священной Римской империи. На этих землях велись военные действия между императором Генрихом II и польским князем Болеславом I Храбрым. Получив от императора в качестве лена части Майсенской и Восточной марок, Болеслав I начал активную завоевательную политику; после захвата Праги (1003 г.) он отказался дать Генриху II вассальную присягу за аннексированную Чехию и поддержал германских герцогов и маркграфов, противников императора. Столкновения между войсками империи и Польского княжества завершились заключением мирного договора в Мерзебурге (1013 г.): признав себя вассалом Генриха II, Болеслав I сохранил марки Лужица (Лаузиц) и Мильско в качестве лена от императора как германского короля. Исследователи полагают, что из-за напряжённой обстановки и военных действий жители селения Штоккерау схватили Коломана, носившего непривычную одежду и не говорившего по-немецки, по подозрению в шпионаже. Судья, к которому привели Коломана, не поверил в то, что он паломник, и приказал подвергнуть его пыткам. В Житии содержится детальное описание мучений Коломана: святого секли розгами, жгли раскалёнными камнями и яйцами, рвали щипцами и распиливали кости. На следующий день, не добившись от Коломана признания, мучители повесили его на сухом дереве между двумя разбойниками. Исследователи высказывали мнение, что составитель Жития не располагал точной информацией о мучениях, которым подвергали Коломана, и воспроизвёл устоявшиеся в агиографии топосы, связанные с описанием страстей мучеников.

 



 
PR-CY.ru