КЛУАТР - Страница 4

Пышность в украшении, сочетание традиций византийского, исламского и европейского искусства было характерно для клуатров в королевских резиденциях, как, например, в соборе в Монреале, Сицилия (1174 – около 1185 гг.), где при оформлении клуатра сохранили арабский фонтан, окружив его колоннадой. В укреплённых крепостях монастырских Орденов клуатр мог составлять единый ансамбль с приёмными залами, например, в Верхнем замке Мариенбурга – резиденции Тевтонского ордена в Ливонии (конец XIII – XIV вв., ныне Мальборк, Польша). Программа изобразительной декорации была самой разнообразной, в том числе прославляющей святых и подвижничество монахов. В Санкт-Галлене для клуатра между 980 и 990 гг. были написаны 24 композиции из Жития святителя Галла. Сохранились две композиции из цикла фресок, предназначенных Амброджо Лоренцетти для клуатра и зала капитула монастыря Сан-Франческо в Сиене и посвящённых замученным проповедникам-францисканцам (1324–1327 гг.). В доминиканском монастыре Сан-Марко (Флоренция) на фресках работы Фра Анджелико (начало 1440 гг.) были изображены святые, «а также весьма прославленное Распятие со святым Домиником у его подножия». В Италии XV в. архитекторы всё чаще использовали свободно стоящие колонны с гладким толосом и ордерными капителями, превращая галереи клуатра в открытые портики-лоджии с высокими сводами, как в клуатре Сан-Антонио монастыря Сан-Марко во Флоренции (около 1437 – 1445 гг., архитектор Микелоццо ди Бартоломео). Ордерные колоннады оформляют два этажа в клуатре (1500–1504 гг., архитектор Донато Браманте) церкви Санта-Мария-делла-Паче в Риме. Исследователи полагают, что архитектурный образ монастыря с клуатром повлиял на типологию итальянских дворцов эпохи Возрождения, «сердцем» которых служил световой колодец-двор. О том, что клуатр оставался композиционным центром в монастырских ансамблях Западной Европы, свидетельствует перестройка доминиканской обители Ла-Турет близ Лиона (архитектор Ле Корбюзье, 1956–1960 гг.), где вокруг него построены бетонные корпуса. Византийское, а вслед за ним древнерусское градостроительство и архитектура не использовали клуатр как самостоятельную, архитектурно оформленную часть монастырского ансамбля. В русских монастырях XVI–XVII вв. чаще строили крытые галереи-паперти, в том числе для соединения летней и зимней церквей и трапезной, но точных аналогий клуатра не возникало. Клуатр мог ассоциироваться с образом райского сада, что повлияло на развитие в средневековой иконографии напоминавших о нём изображений, например, цветущего огороженного сада в изводе иконографии Пресвятой Богородицы hortus conclusus, известного в русской иконописи позднего Средневековья и Нового времени под названием «Вертоград заключённый» (или с храмом царя Соломона). В более позднюю пору эпохи Возрождения сооружение новых клуатров  при соборах постепенно прекратилось, и они стали устраиваться, притом всё реже и реже, только при монастырях.



 
PR-CY.ru