«КЛИМЕНТОВА ЛИТУРГИЯ»

«КЛИМЕНТОВА ЛИТУРГИЯ» – так называется литургия, изложенная в главах 5–15 восьмой книги «Апостольских Постановлений» (своё название она получила от заглавия этого сборника). Хотя наука ещё в XVII в. отвергла принадлежность этого сборника Клименту Римскому, но наименование данной литургии («Климентова») употребляется и доселе ради его краткости. Исследователи отмечают, что по своей схеме «Климентова литургия» стоит ещё близко к тому порядку литургии, как его изобразил в своей большой апологии философ Иустин Мученик. Он указывает там следующие элементы современной ему литургии: чтение слова Божия – Ветхого и Нового заветов, проповедь, общая молитва, принесение и освящение даров и, наконец, – причащение. Тот же порядок исследователи отмечают и в «Климентовой литургии», с той только разницей, что в ней пред ектенией и молитвой верных поставлены ещё ектении и молитвы оглашенных, одержимых, готовящихся к просвещению и кающихся. По мнению исследователей, замечательна по своему обширному объёму евхаристическая молитва данной литургии: в ней вкратце излагается почти вся история домостроительства. Что такое «Климентова литургия»? – это нерешённый ещё и доселе вопрос. Его решение стоит, по мнению исследователей, в связи с вопросом о происхождении сборника «Апостольских Постановлений». Новейшие исследования выяснили, что он составлен в Сирии, – по мнению Адольфа фон Гарнака, между 340–360 гг. (предпочтительно 340–346 гг.), по мнению же Франца Ксавера фон Функа, в конце IV в. или даже в начале V в. Составитель его в первых шести книгах интерполировал памятник III в., так называемые, «Didascalia», в главах 1–32 седьмой книги. Но относительно восьмой книги мнения учёных расходятся. Существует ряд памятников, родственных этой книге. Самый близкий из них, это – «Constitutiones per Hippolytum» – более краткая редакция восьмой книги; в ней, между прочим, литургии совсем нет. Самый же отдалённый, это – «Canones Hippolyti» (арабский и ефиопский). Исследователи отмечают, что здесь много нового сравнительно с «Постановлениями», – литургии тоже нет, и только после изложения епископской хиротонии замечается, что новорукоположённый епископ совершает евхаристию, – и приведены возгласы, предваряющие евхаристическую молитву. Середину между этими двумя последними памятниками занимают так называемая «Египетские Церковные Постановления»: в их эфиопской редакции, кроме вышеуказанных возгласов, даны также и главные литургийные молитвы, но отличные от «Климентовой литургии». По мнению одних учёных (Ганс Ахелис и др.), древнейший памятник – «Canones Hippolyti», а по мнению других (Франц фон Функ) он – самый позднейший и образовался чрез постепенное сокращение и видоизменение восьмой книги «Постановлений». Отсюда вытекают и два разные взгляда на «Климентову литургию». Учёные, которые держатся первого взгляда, полагают, что она – произведение составителя «Постановлений» (например, Эдгао Шеффильд Брайтмен думал, что она составлена по рубрикам антиохийской литургии, тексты ектений – прямо антиохийские,  поскольку они, как это издавна уже отмечалось, сходны с текстами и изложением антиохийских ектений, приводимых в его творениях Иоанном Златоустом, – схема анафоры – сирийская, молитвы – в значительной степени – собственное сочинение составителя). Следующие же второму мнению полагают, что составитель «Постановлений» интерполировал уже готовую литургию, употреблявшуюся в антиохийском церковном округе, и что «Климентова литургия» составлена не в одно какое-то время: в ней есть новые элементы, IV в., но есть и части, идущие ещё от II в. Второй взгляд исследователи считают более правильным. Составитель «Постановлений» во второй книге сборника даёт ещё и собственное изложение литургии: её порядок сильно отличается от «Климентовой литургии».

 
PR-CY.ru