КЛАРК Гордон Хэддон

КЛАРК Гордон Хэддон (1902–1985 гг.) – американский религиозный мыслитель, теоретик радикального кальвинизма; ведущая фигура, связанная с пресуппозиционной апологетикой; заведующий кафедрой философии в университете Батлера; эксперт в досократической и античной философии; известен тем, что защищал идею пропозиционального откровения от эмпиризма и рационализма, утверждая, что вся правда пропозициональная. Его теорию познания исследователи иногда называют библейством. Гордон Хэддон Кларк вырос в христианской семье и с юных лет изучал кальвинистскую мысль. В 1924 г. окончил Пенсильванский университет, в 1929 г. получили степень доктора философии; в следующем году учился в Сорбонне. Начал преподавать в Пенсильванском университете после получения степени бакалавра, а также преподавал в Реформатской епископальной семинарии и Ковенант-колледже в городе Филадельфия, в 1936 г. принял профессуру философии в Колледж Уитон (Илинойс), где оставался до 1943 г., когда принял председательство на кафедре философии в университете Батлера в Индианаполисе. После выхода на пенсию из университета Батлера в 1973 г. преподавал в Ковенант-колледже в Лукаут-Маунтин (Грузия) и семинарии Сангре де Кристо в Вестклиффе (Колорадо). Автор свыше тридцати книг, наиболее значительными из которых исследователи считают книги «Религия, разум и Откровение» (1952 г.) и «Христианский взгляд на людей и вещи» (1957 г.). Согласно Гордону Хэддону Кларку, поскольку причинно-следственные связи не поддаются чувственному восприятию, вне Откровения мы не имеем никаких критериев опыта и не можем быть уверены даже в бытии мира и собственном существовании (а тем более не можем назвать Бога так, как это нужно для спасения). Этот эпистемологический принцип он распространил на понимание истории; так, Гордон Хэддон Кларк не придавал значения историческим свидетельствам о воскресении Иисуса Христа. Считая свою концепцию развитием учения Жана Кальвина, исходил из признания врождённых (т.е. данных Богом) идей и считал несостоятельным всякое их отрицание в европейском эмпиризме от Аристотеля до Джона Локка, а также у Фомы Аквинского, чьё творчество он расценивал как неправомерное толкование христианства через аристотелизм. Исходя из этого же признания врождённых идей, Гордон Хэддон Кларк считал разум общим для христиан и не христиан, несмотря на то, что образ Божий в человеке полностью искажён вследствие греха. На основании таких взглядов он разработал оригинальную версию предпосылочной апологетики, которая отличалась от позиции Германа Дойеверда и Корнелиуса Ван Тила. Считая аргументацию Дэвида Юма и Иммануила Канта правомерной, Гордон Хэддон Кларк отвергал классические доказательства бытия Бога. В не характерном для кальвинизма апофатическом духе Гордон Хэддон Кларк стремился очистить религиозное мышление от неадекватных категорий и языковых конструкций и полагал, что к Богу неприменимо даже понятие существования в смысле, которое оно имеет применительно к твари. Он также чётко отстаивал требование логической непротиворечивости в теологии и считал только кальвинизм системой, свободной от внутренних противоречий.

 



 
PR-CY.ru