КИРИЕНА и ИУЛИАНИЯ

КИРИЕНА и ИУЛИАНИЯ (начало IV в.) – мученицы (память 1 ноября). Краткое Житие Кириены и Иулиании содержится в составе византийских Синаксарей, где говорится, что они пострадали при императоре Максимиакне. Синаксарное Житие Кириены (без Иулиании) сохранилось в грузинском переводе, выполненном Георгием Святогорцем (Мтацминдели) в XI в., и дошло в нескольких рукописях Великого Синаксаря того же века, хранящихся как в Грузии (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе), так и за её пределами: в библиотеках Иерусалимской патриархии, монастыря великомученицы Екатерины на Синае, Иверского монастыря на Афоне. Преподобный Никодим Святогорец датировал мученическую кончину Кириены и Иулиании 298 г., а кардинал Цезарь Бароний – 305 г. и считал, что речь идёт не о Максимиане Геркулии, а о Максимиане Галерии (в 293–305 гг. – цезарь, в 305–311 гг. – август). В «Новом Синаксаристе Православной Церкви» иеромонаха Макария Симонопетрита казнь мучениц безосновательно, по мнению исследователей, отнесена к правлению императора Диоклетиана. Кириена происходила из Тарса в Киликии (Малая Азия), а Иулиания – из города Рос, к северу от Антиохии. За исповедание христианской веры они были схвачены по приказу правителя Маркиана, который стал принуждать их принести жертвы языческим богам. Кириене сбрили волосы и брови и прикрепили на лоб табличку с бранными словами. Затем её посадили обнажённой на осла и четыре раза провезли по городу. Её сопровождали дети, которые били мученицу нартековыми жезлами, предназначенными для вакханалий. По Божьей благодати произошло чудо, и её нагота не была видна горожанам. Затем Кириену доставили в Рос (согласно Минологию императора Василия II – в Редест) и сожгли на костре вместе с Иулианией. Западные исследователи считают это Житие литературной выдумкой. Ипполит Делеэ обратил внимание на его сходство с Житием великомученицы Варвары, вместе с которой также пострадала мученица по имени Иулиания (правитель Маркиан выставил Варвару на виду у всех обнажённой, но Господь послал ангела, чтобы прикрыть её наготу, а Иулианию водил без одежды по городу), а также высказал предположение, что имена Кириена и Иулиания являются результатом искажения имён празднуемых в этот день священномучеников Кесария и Иулиана.

 
PR-CY.ru