КЕРЖЕНСКИЕ СКИТЫ

КЕРЖЕНСКИЕ СКИТЫ – название старообрядческих поселений, существовавших (а отчасти и поныне существующих) в керженских и чернораменских лесах Семёновского уезда в окрестностях реки Керженец (приток Волги) в Нижегородской губернии. Благодаря глухим лесам и отсутствию дорог эта местность позволяла старообрядцам укрываться от преследователей. Возникновение их предание относит ко времени соловецкого сидения: когда уже не было никакой надежды на избавление Соловецкой обители от осадивших её царских войск, монастырская икона Казанской Божьей Матери, которая раньше была комнатной иконой царя Алексея Михайловича, была перенесена по воздуху вместе с иноком Арсением в пустынные леса чернораменские, где на урочище Шарапан близ Семёнова Арсений основал первый скит. В это же приблизительно время Анфиса Колычева, родственница митрополита Филиппа, основала в Керженских лесах Оленевский скит (в 12 верстах от Семёнова). В этой местности скиты быстро размножились и в конце XVII в. число сктитов было около сотни, в них проживало примерно 700 иноков и 2 тыс. инокинь; в начале XVIII в. стали рассадниками раскола. Нижегородский архиепископ Питирим к 1737 г. уничтожил почти все Керженские и чернораменские скиты, так что уцелели только бедные остатки двух из них, Оленевского и Шарапанского. После указа 16 октября 1762 г., дозволившего заграничным раскольникам возвратиться в Россию, многие из них прибыли в Нижегородское Заволжье (нынешний Семёновский уезд), где и завели скиты, которых через 25 лет было уже до 54, с 8 тыс. жителей. В начале XIX в. скитов в Семеновском уезде оставалось всего 35, из числа которых 22 принадлежали к поповщине, восемь – к спасовому согласию, пять – к поморскому. Процветали, главным образом, первые, т.к. московские поповцы щедро поддерживали скиты своего толка. Большинство старообрядцев в Керженских скитах были поповцами, а у пребывавших здесь старообрядческих священников дониконовского поставления ещё хранились Святые дары и миро, освящённые при патриархе Иосифе. Керженские скиты стали одним из авторитетнейших центров старообрядчества. Здесь проходили старообрядческие Соборы, совершался чин приёма переходивших старообрядчество священников, составлялись старообрядческие сочинения, распространявшиеся по всей стране. При Петре I власти начали активно преследовать старообрядцев Керженских скитов, причём особо активно действовал Нижегородский архиепископ Питирим, который сам был раньше старообрядцем. По его настоянию был казнён один из предводителей керженских старообрядцев диакон Александр. Из-за гонений значительная часть старообрядцев была вынуждена бежать в отдалённые края, однако значение Керженских скитов как старообрядческого центра сохранилось. Во время нашествия Наполеона московские поповцы рогожского согласия удалились со своими семействами в Керженских скиты, причём имели случай убедиться, что в них живут люди далеко не праведные. Приток пожертвований из Москвы после 1812 г. уменьшился, и к 1826 г. скитов было только 28, с 90 обителями, в которых жили 2813 человек, в том числе 2304 – в поповщинских.

 



 
PR-CY.ru