КАТЕХУМЕНАТ - Страница 2

Ещё более подробное изображение его представляют приписываемые Клименту Римскому гомилии, рисующие то положение дела, которое, вероятно, установилось вскоре после апостольской эпохи. Согласно изображению этого памятника, желавший принять крещение сообщал своё имя епископу, который и наставлял его в христианской вере. Вместе с тем прозелит должен был поститься, и над ним ежедневно совершался обряд возложения рук епископом. Всё время приготовления вообще обнимало около трёх месяцев, а более специальное – от трёх до десяти дней. Само крещение приурочивалось к праздничному или воскресному дню. Тертуллиан в первый раз употребляет слово «catechumenus» в отличие от «fidelis». По его свидетельству, даже еретики имели в своих общинах установление, обозначаемое этим словом. Церковь от готовящихся к крещению как перед самым совершением крещения, так и в предшествовавшее ему время требовала «отречения», которое по своей форме близко напоминает формулу, употребляющуюся доселе («renuntiare diabolo et роmраe et angelis ejus»). Указанные лица должны были приготовлять себя к крещению молитвой, бодрствованием и исповеданием грехов. О продолжительности катехумената Тертуллиан не представляет никаких определённых данных. Временами крещения он называет Пасху и Пятидесятницу. Ориген в нескольких местах различает верующих и оглашенных. При этом он свидетельствует, что христиане научали христианским истинам только тех, которые уже обнаруживали несомненную склонность к принятию их веры. Христиане вообще проявляли в этом деле большую осмотрительность и осторожность. Для наблюдения за образом жизни прозелитов назначались иногда даже особенные доверенные лица. Поместный карфагенский Собор (256 г.) под председательством Киприана свидетельствует о «заклинании» как об одном из актов катехумената. Большинство обрядов и предписаний катехумената восходит к глубокой древности и несомненно ведёт своё начало от первых трёх столетий. Древнейшие крещальные формулы Западной и Восточной церкви содержат сумму молитв и церемоний, которые представляют собою литургический остаток практики катехумената. По свидетельствам Иустина Философа, Ипполита Римского и Тертуллиана, катехуменат обычно начинался с изучения искренности намерений кандидата; после этого катехумены в течение трёхлетнего периода постигали основы вероучения и участвовали в религиозных обрядах. После окончания этого периода кандидаты вновь подвергались проверке (в частности, требовалось заключение поручителя) и в случае положительной оценки допускались к прохождению последнего этапа подготовки, обычно начинающегося в период Великого поста. На данном заключительном этапе кандидаты участвовали в интенсивной догматическо-моральной катехизации (изучали основные молитвы, Символ веры и др.). Завершался катехуменат «возложением рук» епископа в Пальмовое (Вербное) воскресенье либо в Великую субботу, а также совершением таинства крещения. Следующий период (IV–V вв.) представляет собой самый пышный расцвет и блестящее развитие патристической литературы; он даёт исследователям уже гораздо большее число известий о катехуменате, которые позволяют им формулировать и более определённый взгляд на его состояние.

 



 
PR-CY.ru