КАИНИТЫ

КАИНИТЫ – гностическая секта, о существовании и учении которой сообщают христианские ересеологи периода древней церкви. Первое известное упоминание секты каинитов принадлежит Иринею Лионскому. Характерной чертой учения каинитов было то, что они превозносили отрицательных библейских персонажей, в частности, Каина, Исава, Корея и жителей Содома, поскольку те были гонимы демиургом с точки зрения гностиков – низшим божеством, сотворившим этот мир, но их защищала София-Премудрость. Эти тайны узнал Иуда Искариот, а потому совершил предательство, о чём, по словам Иринея Лионскому, говорится в «Евангелии Иуды», которое использовали каиниты. Кроме того, в их сочинениях творец неба и земли называется Истерой-Чревом. Чтобы дела Истеры разрушились, и человек мог спастись, каиниты, подобно еретику Карпократу, утверждали, что человек должен испытать всё в этой жизни, и поэтому учили совершать разные греховные поступки. Каждый грех, по их мнению, был связан с каким-то «ангелом», к которому они обращались в молитве во время его совершения. В дальнейшем сведения Иринея Лионского в том или ином объёме использовали друге христианские писатели. Климент Александрийский отмечал, что секта получила своё название по имени почитавшегося в ней Каина. Тертуллиан называл каинитов новыми николаитами (в некоторых рукописях в этом месте, по мнению исследователей по ошибке, говорится о «ереси Гаия»). Эта секта была активна в Северной Африке при жизни Тертуллиана и своим учением или действиями стремилась уничтожить христианское крещение. В трактате «Против всех ересей», сохранившемся под именем Тертуллиана, говорится, что, по учению каинитов, Каин происходил «от высшей силы», а Авель – «от низшей». Они также защищали Иуду, а некоторые даже учили, что тот совершил предательство, поскольку узнал, что Христос хочет исказить истину («Christus vellet veritatem subvertere»), хотя другие не были с этим согласны. В трактате «Опровержение всех ересей», приписываемом Ипполиту Римскому, каиниты упоминаются, но их учение не раскрывается. Ересь каинитов названа среди других сект в толковании Дидима Слепца на «Послание Иуды» и у Иеронима Стридонского. По мнению Оргена, на учение каинитов напрасно опирался в своём труде языческий критик христианства Цельс, поскольку каинитов как далеко удалившихся от учения Иисуса Христа не следовало даже считать христианами. Епифаний Кипрский воспроизводит свидетельство Иринея Лионского о каинитах с некоторыми дополнительными подробностями и полемическими комментариями.

 



 
PR-CY.ru