КЛАР - Страница 3

После пробуждения он узнал о прибытии из города Туроны монахов с вестью о смерти Мартина (ум. 8 ноября 397 г.). По инициативе Сульпиция Севера Примулиак стал центром культа св. Мартина, здесь почитали также Клара, похороненного под алтарём церкви (ecclesia domestica). По мнению исследователей, Клар скончался в Примулиаке, находясь в гостях у Сульпиция Севера. Могила Клара служила символом духовной связи между обителью св. Мартина в Туронах и общиной в Примулиаке. По словам Павлина, в деятельности Сульпиция Севера продолжал жить св. Мартин, в ней «расцветал Клар» (totum in te spirare Martinum, florere Clarum). В Примулиаке подвизался монах Виктор, ученик Клара, неоднократно ездивший в Нолу с письмами Сульпиция Павлину. Высоко оценивая личность и духовные наставления Виктора, Павлин писал: «...Мы доподлинно признали в нём образ святых, блаженных Мартина и Клара» (uere recognouimus in eo sanctorum formulam beatorum Martini et Clari). По просьбе Сульпиция Севера Павлин Ноланский сочинил несколько метрических надписей для алтаря, воздвигнутого на могиле Клара. Исследователи отмечают, что содержание стихотворений примерно одинаково. Согласно поэту, под алтарём покоятся лишь останки Клара, а живой святой, освободившись от телесных уз, «радуется среди звёзд» (mens... gaudet in astris) вместе со св. Мартином. В стихотворениях обыгрывается значение имени Клар (светлый, славный, знаменитый), например, о святом говорится: «Славный верой, преславный делами, славнейший плодами». В третьем стихотворении, написанном элегическим дистихом, Павлин обращался к святому с просьбой молиться за него и за его жену Теразию, а также за Сульпиция Севера. Последние сохранившиеся письма Павлина Сульпицию Северу исследователи относят к 404 г. О судьбе храмового комплекса в Примулиаке и о почитании Клара после смерти Сульпиция Севера у исследователей сведений нет. В Римско-католической церкви поминовение святого стало совершаться после внесения его памяти в «Римский Мартиролог» (1583 г.). Составитель Мартиролога кардинал Цезарь Бароний опирался на свидетельства Сульпиция Севера и Павлина Ноланского, которые именовали Клара святым и упоминали о его почитании. День памяти (8 ноября), по мнению исследователей, был выбран как ближайший ко дню празднования памяти св. Мартина Турского (11 ноября). Епископ Андре дю Соссе в «Галльском Мартирологе» указал под 8 ноября поминовение Клара и 126 монахов аббатства Мармутье, убиенных норманнами. Однако в богослужебной практике Турского архиепископства память святого могли праздновать в другие дни (18 июля; как полагают исследователи, потому, что в этот день совершалась память мученика Клара (IX в.), англосаксонского проповедника, почитавшегося в приорате Сен-Клер-сюр-Эпт). Исследователям известно о капелле во имя Клара, которая до конца XVIII в. находилась близ аббатства Мармутье.



 
PR-CY.ru