КЮИ Цезарь Антонович

КЮИ Цезарь Антонович, в крещении Цезарий-Вениамин (1835–1918 гг.) – русский композитор и музыкальный критик. Сын Антуана Кюи, бывшего тамбур-мажора наполеоновской армии, преподававшего французский язык в виленской гимназии и игравшего на органе, в том числе за богослужением, и Юлии Гуцевич, литовской дворянки, Ц.А. Кюи был воспитан в католической вере. С десяти лет занимался фортепиано со старшей сестрой, позднее – с частными учителями; с 14 лет сочинял музыку. В период учёбы в гимназии на протяжении семи месяцев брал уроки теории музыки, контрапункта и композиции у польского композитора Станислава Монюшко. В 1850 г. Ц.А. Кюи переехал в Санкт-Петербург, где учился в Главном инженерном училище (1851–1855 гг.) и Николаевской инженерной академии (1855–1857 гг.). Участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., автор фундаментальных трудов по фортификации, профессор Академии Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской академий (в числе слушателей лекций Ц.А. Кюи по фортификации были цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) и великие князья дома Романовых). Инженер-генерал (1904 г.). В 1856 г. на одном из петербургских квартетных вечеров познакомился с Милием Алексеевичем Балакиревым. Эта встреча положила начало «Новой русской музыкальной школе» («Могучей кучке») и композиторской и музыкально-критической деятельности Ц.А. Кюи. Он – автор 15 опер, нескольких сот романсов, ряда оркестровых, хоровых, камерно-инструментальных и фортепианных произведений. Ц.А. Кюи принадлежит свыше 700 музыкально-критических статей о творчестве Михаила Ивановича Глинки, Александра Сергеевича Даргомыжского и представителей «Новой русской музыкальной школы». Религиозный элемент был неотъемлемым атрибутом оперного стиля Ц.А. Кюи. С детства впитавший музыкальную культуру хорала (дома часто звучали хоральные импровизации в исполнении отца композитора), Ц.А. Кюи пытался создать в религиозных сценах своих опер («Анджело» (1875 г.) и др.) оригинальный церковный музыкальный язык в духе раннего европейского многоголосия. Эти стремления Ц.А. Кюи находились в русле интереса русских композиторов к истокам западноевропейского многоголосия. Ц.А. Кюи также написал несколько небольших хоровых произведений христианского содержания: мистический хор для трёх женских голосов «Мы истомилися скорбью святою» на слова из «Божественной комедии» Данте (издано: СПб., 1872 г.; переложение для хора и оркестра: СПб., 1875 г.), «Ave Maria» для одного или двух голосов с хором или с аккомпанементом фортепиано или фисгармонии (издано: СПб., 1886 г.) и для мужского хора (издано: М., 1901 г.). Называя себя иноверцем, Ц.А. Кюи, тем не менее, хорошо знал русскую православную культуру. Из письма М.А. Балакиреву исследователям известно, что в августе 1857 г. Ц.А. Кюи останавливался в Валдайском Святоозерском монастыре, «простоял… длинную, предлинную обедню», участвовал в крестном ходе с чудотворной иконой Иверской Божьей Матери. Интерес к православию отразился и в творчестве Ц.А. Кюи. В 1909 г. в Биаррице по просьбе Александра Андреевича Архангельского он написал «Три псалма»: «Господи, да не яростию» (Пс. 6), «Боже, Боже мой, вонми ми» (Пс. 21), «Радуйтеся, праведнии» (Пс. 32) (посвящены А.А. Архангельскому; издание Церковно-певческого благотворительного общества: СПб., 1910 г.). В 1914 г. Придворной певческой капеллой была издана сочинённая Ц.А. Кюи в ответ на предложение Христофора Николаевича Гроздова «Песнь Богородицы» для дисканта (сопрано) соло и смешанного хора. Отпевание Ц.А. Кюи было совершено в католической часовне на Васильевском острове. Он был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище, рядом с супругой Мальвиной Рафаиловной Кюи (урождённой Бамберг; 1836–1899 гг.), певицей и ученицей А.С. Даргомыжского. В 1939 г. их захоронение и памятник были перенесены в так называемый Некрополь мастеров искусств на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.

 
PR-CY.ru