КУРИЦЫН Иван Волк Васильевич

КУРИЦЫН Иван Волк Васильевич (середина XV в.? – 1504 г.) – великокняжеский дьяк, дипломат, книжный писец. Казнён как еретик, причастный к ереси жидовствующих. Брат Фёдора Васильевича Курицына. Впервые упоминается в источниках под 1492 г. в связи с тем, что совместно с Юрием Мануиловичем Траханиотом и Михаилом Степановичем Еропкиным в качестве сопровождаемого лица участвовал в посольстве, отправленном к римскому (германскому) королю Максимилиану с целью заключения антипольского союза (переговоры закончились в июле 1493 г. безрезультатно). Доехав до Любека, И.В. Курицын исполнил там ряд поручений Московского великого князя Ивана III Васильевича, в том числе связанных с приглашением книгопечатника Бартоломея Готана на русскую службу. Был одним из сопровождающих великого князя Ивана III Васильевича в его поездке в Новгород в октябре 1495 г. – начале 1496 г. (упоминается пятым из шестерых посольских дьяков). Летом 1497 г. участвовал в переговорах с Ливонией. 19 августа того же года И.В. Курицын вместе с Петром Григорьевичем Заболотским был послан к польско-литовскому королю Александру Ягеллончику, чтобы тот «на Стефана бы еси воеводу не ходил» (т.е. не предпринимал враждебных действий в отношении молдавского господаря Стефана III Великого, союзника Москвы, родственника Ивана III Васильевича: наследник московского престола Иван Иванович Молодой (ум. в 1490 г.) был женат на Елене Волошанке, дочери Стефана). В июле 1498 г. в качестве одного из послов ездил на переговоры «с немцами». В 1495–1497 гг. скрепил подписью докладной судный список княжича Василия (см. Василий III Иванович) о владениях Спасо-Ярославского монастыря в Ярославском уезде, что свидетельствует о его участии в административно-судебной деятельности. В 1504 г. владел деревней Мочигиной в Клинском уезде, по мнению исследователей, деревнями в Дмитровском уезде. В том же году был осуждён на Московском Соборе за ересь «жидовская мудръствующих» и сожжён заживо в клетке вместе с Дмитрием Коноплёвым и Иваном Максимовым. Имя И.В. Курицына было включено в список анафематствованных Синодика в Неделю Православия. Анафематствование И.В. Курицына продолжалось до середины XVIII в. Подпись И.В. Курицына тайнописью есть в выходной записи канонического сборника, включающего «Мерило праведное» (слова и поучения о праведном и неправедном суде, «Русская правда»), Кормчую книгу и чины поставления во епископа, свещеносца, чтеца, диакона и пресвитера (Российская государственная библиотека, конец XV в.). Вопрос о Кормчей И.В. Курицына как источнике взглядов «новгородско-московских еретиков» был поднят Юрием Константиновичем Бегуновым. Однако Елена Владимировна Белякова показала, что И.В. Курицын не составил собственную редакцию сборника церковных правил, а переписал без существенных изменений Кормчую южнославянской Мазуринской редакции XIV в., скорее всего, по митрополичьему заказу. Сын И.В. Курицына Иван нёс службу в Государевом дворе, был воеводой в Новгородке (Нейгаузене) во время Ливонской войны в 1561 г.

 
PR-CY.ru