КИПРИАН - Страница 2

По другой версии, Киприан во время бури на Ладоге дал обет Николаю Мирликийскому оставить разбойничий промысел и основать обитель в его честь. С преданиями о Киприане связаны местные топонимы: «Разбойничий мыс» – название мыса недалеко от монастыря и «Разбойницкий носок» – название бухты. По сведениям конца XIX в., молебнов Киприану не служили, местные жители называли святого «просто отцом Киприаном». Евгений Евстигнеевич Голубинский поместил Киприана в список «почитаемых усопших». Под 2 ноября память Киприана отмечена в иконописном подлиннике XVIII в.: «Преподобнаго отца нашего Киприана, строителя Никольскаго монастыря Сторожевскаго, иже на Ладогском езере, Новогородскаго чудотворца, от Свирскаго монастыря 60 поприщ». В иконописных подлинниках память Киприана исследователи встречают под 2 ноября. В 1722 г. Стороженский монастырь был приписан к Новгородскому архиерейскому дому, в 1726 г. вновь стал самостоятельным. Не позднее 1741 г. обитель приписали к Александрову Свирскому монастырю. С 1764 г. Стороженский монастырь находился в ведении епископа Олонецкого и Каргопольского. В 1778 г. упразднён и обращён в приход, который в 1832 г. был приписан к Преображенскому приходу села Загубье. Канонизация Киприана подтверждена внесением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено по благословению Ленинградского и Новгородского митрополита Антония (Мельникова) в 1981 г. (Собор известен с 1831 г.). В настоящее время реставрируется бывшая монастырская Никольская церковь (богослужение в ней совершается с 2001 г.), для местного ряда иконостаса написаны икона «Преподобный Киприан Стороженский и святитель Николай Угодник» и житийный образ преподобного Кассиана. 21 августа 2012 г. в деревне Сторожно Волховского района Ленинградской области был освящён храм в честь Киприана на предполагаемом месте его погребения. 12 июня 2010 г. в деревне Надкопанье Волховского района Ленинградской области перед церковью Рождества Христова был установлен памятник Киприану, камень для подножия памятника был привезён из деревни Сторожно. Ранние иконы Киприана исследователям не известны. В иконописных подлинниках XVIII–XIX вв. под 2 ноября по облику святой уподобляется священномученику Антипе, епископу Пергамскому: «...Подобием сед, брада аки священномученика Антипы, ризы преподобническия и в схиме»; «Сед, Антипы, в схиме, ризы преподобническия» (Институт русской литературы и искусства). Наиболее ранние изображения преподобного сохранились в композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», разработанной, по мнению исследователей, на Валааме или в санкт-петербургской мастерской Пешехоновых. Три иконы этого извода 1876 г. выполнены в живописной манере на золотом фоне. Большая икона работы Василия Макаровича Пешехонова и его мастеров происходит из местного ряда церкви Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамского Преображенского монастыря (в настоящее время в иконостасе домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия; упоминается в описях имущества Валаамского монастыря 1912 г., 1942 г.).

 



 
PR-CY.ru