«КРИСТИАНОВА ЛЕГЕНДА»

«КРИСТИАНОВА ЛЕГЕНДА» (полное название: «Christiani monachi vita et passio sancti Wenceslai et sanctae Ludmilae ave eius» – «Кристиана, монаха, жизнь и страдания святого Венцеслава и святой Людмилы, бабушки его») – латинский агиографический памятник, составленный между 992 и 996 гг. Помимо фактов из жизни князя Вячеслава (Вацлава; в ней впервые князь назван покровителем чехов) и мученицы Людмилы «Кристианова легенда» содержит рассказ о деятельности в Великой Моравии равноапостольных Кирилла и Мефодия, о крещении и борьбе с язычниками чешского князя Борживоя. Долгое время памятник (ранние два списка которого исследователи датируют XIV в.) считался поздним фальсификатом, но в начале XX в. это опроверг Йосеф Пекарж. Я. Лудвиковский обнаружил заимствования из «Кристиановой легенды» в чтениях о св. Людмиле, которые находятся в латинских бревиариях XII в., а Д. Тршештик, исходя из отсутствия в лексике памятника анахронизмов, датировал его концом X в. Во введении к «Кристиановой легенде» автор, монах Кристиан, просит епископа Пражского Адальберта (Войтеха) одобрить составленный по его указанию текст. В авторе исследователи склонны видеть сына чешского князя Болеслава I, который, по преданию, родился в ночь убийства князя Вячеслава и был предназначен для монашеской жизни. Легенда начинается с рассказа о равноапостольном Кирилле, который создал славянскую письменность, перевёл Библию на славянский язык и ввёл практику славянского богослужения, убедив папу Римского в том, что это необходимо для приобщения славян к христианской вере. Далее повествуется о конфликте между равноапостольным Мефодием и правителем Великой Моравии Святополком, который не следовал его советам и не пресекал нечестивых деяний своих подданных. По мнению исследователей, сообщение, что Великая Моравия распалась из-за проклятия равноапостольного Мефодия, возникло под влиянием распространённой среди его учеников легенды о его пророчестве. Особую часть «Кристиановой легенды» составляет рассказ о крещении чешского князя Борживоя равноапостольным Мефодием в столице Великой Моравии и о борьбе этого князя с язычниками (чехами, не желавшими принять христианскую веру), его победе над язычниками и строительстве храма во имя Пресвятой Богородицы на Пражском Граде. Главным источником легенды о мученице Людмиле послужило несохранившееся Житие святой, написанное, по мнению исследователей, в 970 гг. и использованное также при составлении латинского и славянского текстов Житий. Сравнение сохранившихся текстов показало исследователям, что автор «Кристиановой легенды» сделал из этого источника наиболее обширные извлечения. Ко времени написания «Кристиановой легенды» уже существовали «церковная» и «светская» версии жизнеописания св. Вячеслава; создатели последней постарались снять вину с князя Болеслава I за его убийство. Автор легенды взял за основу «церковную» версию, заимствовав из светской лишь отдельные подробности и дополнив сведениями, как полагают исследователи, из устной традиции. Так, «Кристианова легенда» сообщает, что князь Вячеслав велел клирикам читать ему Ветхий Завет, а в дни больших церковных праздников посылал на рынок выкупать из рабства молодых людей. Легенда также более подробно рассказывает о главе двора князя Вячеслава, Подивене, казнённом за убийство одного из предателей князя. После того как из могилы Подивена стали исходить лучи света, его тело было перезахоронено на кладбище возле собора св. Вита, где находились мощи его господина.

 
PR-CY.ru