КРЕСТОВЫЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 11

В начале XX в. грузинский историк Михаил Степанович Тархнишвили обнаружил в библиотеке Ватикана принадлежавший Г. де Буа документ, где описано, как молодой царь во главе грузинского войска сопровождал в Иерусалим тело св. царицы Тамары и похоронил его в грузинском монастыре. О завещании царицы говорит также епископ Жак де Витри: по его сведениям, грузинский монах передал в Дамиетте представителю папы Римского, духовному лидеру пятого Крестового похода кардиналу Пелагию, письмо от Георгия IV (до 1219 г.) с предложением совместных действий против мусульман. Посланник Георгия IV рассказывал о могуществе грузинского государства и храбрости грузинских воинов, а также о намерении грузинского царя исполнить завещание матери – перезахоронить её останки в Иерусалиме. В ответном письме кардинал хвалил это стремление грузинского царя и просил «поспешить собрать войско и выступить прямо против неверующих, использовать нашу новую атаку и захватить палестинские города». Часть историков отвергает возможность перезахоронения царицы Тамары в Иерусалиме; другие, основываясь на том, что усыпальница царицы в Грузии до сих пор не найдена, считают, что царица Тамара первоначально была похоронена в монастыре Гелати в Западной Грузии, а позже перезахоронена в Иерусалиме. Некоторые исследователи (А. Экономопулос, Э.М. Мамиствалишвили), несмотря на то что в Иерусалиме и его окрестностях было несколько грузинских монастырей, допускали возможность захоронения царицы Тамары в Крестовом монастыре. Исследователи полагают, что останки одной из двух женщин, похороненных под алтарём Крестового монастыря (которой 40 лет) принадлежат царице Тамаре. Историки допускают возможность того, что останки второй женщины принадлежат Русудан, дочери царя Деметре I, воспитательнице и родственнице царицы. Грузинские войска во главе с царём Георгием IV Лашей должны были принять участие в пятом Крестовом походе (1213 г.), но неожиданно царь скончался; сведения о том, что грузины имеют «испытанное войско», что они нанесли урон сарацинам, персам, мидийцам, сирийцам и вошли в Иерусалим с развёрнутыми флагами, содержатся в сочинении историка крестоносцев Марино Сануто. Дочь царицы Тамары царица Русудан вела переписку с Римскими папами Гонорием III и Григорием IV об освобождении Святой земли от мусульман. В 1229 г. Крестовый монастырь посетил Сербский архиепископ Савва I (Неманич), оставивший богатые пожертвования, на которые были выстроены новые монастырские кельи. Исследователя не известно, в какой мере Крестовый монастырь пострадал во время захвата Иерусалима хорезмийцами в 1244 г.: колофоны нескольких рукописей монастыря сообщают, что эти книги были выкуплены духовником грузинского царя Давида (исследователи полагают, что имеется в виду царь Восточной Грузии Давид VII Улу (1247–1270 гг.) или царь Западной Грузии Давид VI Нарин (1245–1293 гг.)) епископом Иларионом Опизари после захвата Крестового монастыря «персиянами». В любом случае, захват был непродолжительным. Анонимное описание Святых мест 1253/1254 г. упоминает, что Крестовый монастырь в это время был в руках грузин. Положение грузинских монастырей на Ближнем Востоке определялось экономическим состоянием грузинских государств и государственных образований, а также вовлечённостью грузинских владетелей в военно-политические противоречия своего времени.

 



 
PR-CY.ru