КРЕСТОВОСКРЕСЕН

КРЕСТОВОСКРЕСЕН – название песнопений, в которых соединяются темы крестных страданий и воскресения Спасителя. Прежде всего, к крестовоскресну относятся каноны воскресных последований Октоиха. В древнейших рукописях первое и второе воскресные каноны Октоиха фактически представляют собой двухирмосные каноны, тропари которых могут перемещаться из первой части во вторую и обратно. Однако впоследствии они переосмысляются как пары отдельных канонов: воскресные и крестовоскресные. Термин «крестовоскресен», по мнению исследователей, впервые появляется в Евергетидском Типиконе второй половины XI в. В этом источнике крестовоскресен упоминается в указаниях для понедельника пятой и пятницы шестой седмиц после Пасхи. На основании ирмосов исследователи предполагают, что речь идёт о содержащихся в современном Октоихе крестовоскреснах третьего и четвёртого гласов. В описании собственно воскресной службы в том же источнике крестовоскресны не упоминаются, но говорится о двух воскресных канонах. Исследователи полагают, что на момент составления Евергетидского Типикона термин «крестовоскресен» только начинал входить в обиход, поскольку в триодном разделе один и тот же канон именуется крестовоскресном и воскресным. Исследователи отмечают, что то же самое характерно и для ранних редакций Иерусалимского устава, например, Типикона Сербского архиепископа Никодима 1319 г. Стабильно термин «крестовоскресен» стал употребляться в богослужебных книгах только к XV в. В современном Октоихе крестовоскресны (общим числом восемь – по первому канону в воскресном последовании каждого гласа) не имеют атрибуции, но их авторство приписывается Иоанну Дамаскину и Косме Маюмскому. Основанием для этого является традиционная уверенность в принадлежности Иоанну ирмосов крестовоскреснов второго – пятого и восьмого гласов, Косме – первого и шестого гласов; в крестовоскреснах седьмого гласа используются ирмосы Космы, Иоанна и Германа I Константинопольского. Из формальных особенностей крестовоскреснов в современном Октоихе исследователи отмечают, во-первых, что в них отсутствует акростих (за исключением канона второго гласа); во-вторых, они содержат малое число тропарей; в-третьих, в отдельных песнях используется техника одинакового окончания ирмоса и тропарей – аналог рефрена кондака. Помимо содержащихся в современном Октоихе, исследователям известны и другие крестовоскресны, составленные Космой Маюмским и другими гимнографами, например, Василием. Согласно современному Типикону, на воскресной утрене крестовоскресен поётся на три, если память Минеи не имеет праздничного знака. Если на воскресенье выпадает память шестеричного, славословного или полиелейного святого, то крестовоскресен поется на два; при бденном святом крестовоскресен вовсе опускается. Также крестовоскресен не поётся, если отмечается память двух святых. В подготовительные недели (т.е. воскресенья) Великого поста, если служба не осложняется ни пред-/попразднством, ни отданием двунадесятого праздника и не празднуется полиелейный святой, то крестовоскресен поётся на два; в противном случае крестовоскресен отменяется. Такой же устав действует и в первую неделю Великого поста; в остальные воскресенья периода пения Триоди до недели Всех святых крестовоскресен не поётся.

 
PR-CY.ru