КОРСУНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Новокаховской и Генической епархии УПЦ - Страница 9

К началу XX в. у входа в собор был поставлен памятник «Сидящий Афанасий», изготовленный из воска, а рядом устроена касса, в которую прихожане и паломники бросали медные и серебряные монеты. В 1880 гг. соляной промысел для Корсунского монастыря окончательно потерял значение ввиду отмены акциза на соль. В 1890 г. Корсунский монастырь снова получил право на добычу соли в Перекопском уезде на условиях платы по 16 руб. за каждую добытую тысячу пудов соли. Однако уже в 1892 г. игумен Маркиан просил архиерея расторгнуть договор с казённым ведомством о добыче соли (Государственный архив Республики Крым). К 1892 г. монастырю принадлежал молитвенный дом во имя Николая Чудотворца, построенный на соляных озёрах в Перекопском уезде. В связи с окончательным отказом от добычи соли архимандрит Маркиан обратился к Таврическому епископу Мартиниану (Муратовскому) с прошением о безвозмездной передаче молитвенного дома какому-либо близлежащему, вновь образовавшемуся приходу (Государственный архив Республики Крым). Но земля для выпаса скота и земледелия стала приобретать всё большее значение: в 1901 г. Корсунский монастырь ходатайствовал о возвращении земли Магдалиновской дачи, полученной ещё в 1815 г. и якобы захваченной у монастыря (Государственный архив Республики Крым). С 18 по 22 августа 1904 г. члены Таврической консистории священник Николай Шпаковский и секретарь П. Беллавин проводили ревизию в Корсунском монастыре. В результате выяснилось, что число братии возросло до 70 человек, не считая наёмных рабочих: архимандрит, игумен, пять иеромонахов, пять иеродиаконов, 17 монахов, 13 указных послушников, остальные состояли на испытании или приняты временно для изучения устава. Обнаружилось, что братия в будние дни редко посещает богослужения, чин общей трапезы, келейное правило не соблюдаются, полунощница не совершается. Проверка подтвердила ряд негативных явлений: послушники и монахи не вверяют себя руководству старцев, собор старцев не имеет никакого влияния и в управлении монастырём почти не принимает участия. Братия разделилась на приверженцев бывшего наместника архимандрита Маркиана и сторонников игумена Варсонофия, «отсюда вражда, склоки, доносы». Ревизоры отмечали, что в целом существенным недостатком внутренней жизни в Корсунском монастыре является излишнее увлечение хозяйственными выгодами (Государственный архив Республики Крым). При проверке монастырской казны выяснилось, что общая сумма монастырского капитала составляет билетами 49,3 тыс. руб. и наличными свыше 5,5 тыс. руб. Большую часть удобной земли Корсунский монастырь возделывал самостоятельно, меньшую часть сдавал в аренду на условиях половины прибыли. Землю обрабатывали машинами (косарками, сеялками, веялками и молотилками), для привода которых в действие использовали паровик. Но главной статьёй дохода было скотоводство: на 1 августа 1904 г. имелось 893 головы рогатого скота, 147 лошадей, 14 верблюдов, 108 свиней. По словам наместника игумена Варсонофия, к осени готовили на продажу в армию 18 лошадей, за которые рассчитывали получить от 250 до 325 руб. за лошадь, кроме того, готовили на продажу 45 быков по 90 руб. за голову и 70 коров по 70 руб.

 



 
PR-CY.ru